Из пары своих миллиардов, пропавших со счетов "Инкасбанка", спустя шесть лет бюджету Ленобласти удалось вернуть четверть. Надежда на остальное призрачна. Учредитель корпорации ВЕФК Александр Гительсон приговорен и может выйти на свободу уже через год. Это типичная российская забава, а злые домохозяйки завидуют.
 
Василиостровский районный суд Санкт-Петербурга 23 марта приговорил к реальному сроку наказания банкира Александра Гительсона. За хищение 1,9 миллиарда рублей из бюджета Ленобласти в 2008 году, он получил три года лишения свободы в колонии общего режима и 500 тысяч рублей штрафа.
 
При этом на свободу по данному приговору банкир сможет выйти уже через год, даже если не воспользуется правом на условно-досрочное освобождение. Разумеется, суд засчитал срок, 23 месяца, проведенные им под арестом.
 
Также суд удовлетворил гражданский иск областного правительства к Гительсону о взыскании с него 1,5 миллиарда рублей. Эти деньги правительство Ленинградской области пытается вернуть в бюджет уже шесть лет, хотя и без особой надежды.
 
Неудачная сделка
 
В 2008 году "Восточно-Европейская Финансовая Корпорация" (ВЕФК) была второй по значению банковской системой страны после "Сбербанка". Создатель корпорации и председатель совета директоров входящего в неё "Инкасбанка" Александр Гительсон, обоснованно пользовался доверием у властей разного уровня. Так, правительство Ленинградской области разместило на депозитах "Инкасбанка" порядка 11 миллиардов рублей.
 
При этом, как позже установит следствие, в третьем квартале 2008 года 1,89 миллиарда рублей были размещены в "Инкасбанке" с превышением плана. Это было сделано по личному распоряжению занимавшего тогда пост финансового вице-губернатора Ленобласти Александра Яковлева.
 
В конце того же года у финансовой корпорации начались проблемы. "Инкасбанк" перестал исполнять обязанности перед клиентами. В 2009 году банк сначала лишился лицензии, а затем был объявлен банкротом. Гительсон попал под арест по обвинению в отмывании денег — со счетов банка "ВЕФК" исчезли 4 миллиарда рублей, в том числе и деньги областного правительства. Оказалось, что размещенные в "Инкасбанке" 1,89 миллиарда были переведены председателем правления Татьяной Лебедевой в банк "ВЕФК" под видом кредита.
 
В результате начавшегося следствия в отношении Яковлева, который покинул свой пост, было возбуждено уголовное дело по статье "халатность". Позже оно было прекращено в связи с истечением срока давности. Татьяна Лебедева была приговорена к условному сроку и штрафу в 300 тысяч рублей. Банкир Гительсон был отпущен из-под ареста и скрылся от следствия в Европе. С 2010 года он находился в международном розыске, но 12 апреля 2013 года был задержан в Австрии.
 
Неудачные возвраты
 
Как неоднократно писал 47news, правительство Ленобласти не оставляло попыток вернуть пропавшие деньги. Сначала — путем договоров переуступки права взыскания долгов с "Инкасбанка". Однако эти меры результатов не принесли — по разным причинам в собственность региона не перешли ни 70 гектаров земли в районе Мурманского шоссе, оцененных в 483 миллиона рублей, ни здание на Васильевском острове, ценой в 430 миллионов.
 
Неудачной оказалась и попытка закрытия 400 миллионов рублей задолженности за счет продажи в пользу Ленобласти контрольного пакета входящего в ВЕФК "Русского торгово-промышленного банка". Не дождавшись завершения сделки, правительство Ленобласти переуступило свои требования московской компании "К-Трейдер". Позже вырученные средства были заблокированы на счетах из-за уголовного дела, возбужденного против владельца этой фирмы.
 
В мае 2013, спустя четыре года после банкроства "Инкасбанка", возглавлявший тогда комитет по финансам Евгений Елин подвел итог — попытки обойти проблему результата не принесли.
 
"Теперь встанем в реестр кредиторов и будем ждать своей очереди. Тут уже ничего не сделаешь", - прокомментировал он тогда ситуацию журналисту.
 
Неудачный приговор
 
Сам банкир Гительсон утверждает, что деньги 47-го региона не присваивал.
 
"Я точно не страдаю клептоманией, чтобы похищать деньги Ленинградской области. Конечно, с моей стороны есть большая моральная ответственность, что на сегодняшний день Ленинградская область оказалась с непогашенными депозитами. Но это относится к хозяйственным, договорным отношениям между организациями, и если бы в эти отношения не вмешивалось следствие, депозиты были бы давно погашены", - заявил он в суде.
 
Адвокат банкира Владимир Захаров от ответа на вопрос корреспондента 47news, о том, как его клиент намерен выполнять решение суда и компенсировать 1,5 миллиарда ущерба Ленобласти, воздержался от фантазий. Но на время.
 
"Приговор прозвучал только несколько часов назад. По закону у нас есть десять дней на обжалование решения суда. Так что сможем прокомментировать ситуацию дней через 5-6", - ответил адвокат.
 
Напомним, что в конце февраля банкир уже обжаловал решение суда о привлечении его к субсидиарной ответственности по долгам "Инкасбанка"на сумму более 5 миллиардов рублей.
 
“Гражданский иск потерпевшей стороны в лице комитета финансов Ленинградской области полностью удовлетворен. Суд обязал Александра Гительсона возместить ущерб, причиненный бюджету Ленинградской области. Мы будем добиваться исполнения приговора суда в соответствии с законом", - пообещал финансовый вице-губернатор региона Роман Марков.
 
В пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти корреспонденту 47news также сообщили, что с момента предъявления требований к "Инкасбанку" за последние несколько лет удалось возместить в бюджет часть нанесенного ущерба - в размере 427 миллионов рублей. Что при сложившийся практике в России по взыманию долгов с банкиров, более чем хорошо.
 
Если же на всю эту кредитно-финансовую эпопею взглянуть по-обывательски, незамутненно, то такие приговоры надо оглашать по радио: "Говорит Ленинградская область. Сегодня, 23 марта, ровно в … часов … минут судья … приговорил за хищение пары миллиардов рублей (громкость повышается) областного правительства банкира Гительсона к сроку (верхняя нота, драматургическая пауза) в ...три года".
 
В зале судебного заседания все встают, а домохозяйка зло смотрит в кастрюлю с макаронами по-флотски, начинает быстрее помешивать и упрекает мужа: "Чтоб я так жила, как Гительсон с вице-губернатором Яковлевым".
 
Кстати, по информации 47news, Александр Яковлев после провала одно время преуспевал в "Рускобанке". Есть мнение, что и сегодня он не только макаронами питается.
 
Артем Шалякин,
47news