Правительство Ленинградской области четыре года решает проблемы потерянных в "Инкасбанке" 1,8 миллиарда рублей. В связи с плановом дефицитом бюджета эти деньги могли бы пригодиться казне региона. 47News решил узнать, на каком этапе находится процесс возврата пропавших денег и вместе с вице-губернатором по финансам Евгением Елиным пришёл к выводу: шансов на их возврат нет.

На ближайшей парламентской сессии депутаты Ленинградской области рассмотрят вопрос о поправках к бюджету региона на текущий год. Скорей всего, будет решаться вопрос, где найти деньги для того, чтобы сократить бюджетный дефицит, наличие которого стало трендом не только для Ленобласти, но и для всей страны.

Помимо стандартного пути поиска денег — сокращенияе расходов и увеличение доходов, правительство может пойти и нетрадиционным, но более логичным — заглянуть в прошлое. Как известно, уже четыре года прошло с тех пор, как правительство Ленобласти потеряло в одном из коммерческих банков - "Инкасбанке", входящем в группу ВЕФК, 1,8 миллиардов рублей.

Напомним, бюджетные средства, размещенные на депозитах, Инкасбанк перестал выплачивать в связи с финансовыми проблемами. Он не смог исполнять свои обязательства перед клиентами и в итоге лишился лицензии, отозванной Центробанком в 2009 году. Вице-губернатор областного правительства и председатель комитета финансов Александр Яковлев, чья подпись стояла на контрактах с Инкасбанком, покинул свой пост.

С тех пор правительство Ленобласти делало многократные попытки вернуть потерянные миллиарды обратно. В основном упор делался на переуступку права требования долга к "Инкасбанку". Ещё в 2009 году такой договор был подписан между комитетом финансов Ленобласти и третьими лицами. В частности, с ООО "Строй-Инвест-Мурманское" на сумму 483 миллиона рублей - на земельный участок площадью 708 483 квадратных метров на 20-23 километрах Мурманского шоссе. Другая компания, ООО "Арктика" выкупила право требования долга на сумму 430 млн рублей, в обмен на обещание перевести в собственность администрации Ленобласти дом площадью 3099,8 квадратных метров на 8-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Этот вариант возврата денег был признан неудавшимся. Конкурсный управляющий "Инкасбанка", Агентство страхования вкладов, оспорил сделку с "Строй-Инвест-Мурманское" в связи с тем, что проведена она была в период банкротства "Инкасбанка". Оспаривать сделку с "Арктикой" не понадобилось, поскольку компания так и не передала здание на Васильевском острове правительству Ленобласти.

Третьим пунктом по возврату денег значилась передача векселя на сумму 400 млн. рублей под залог пакета акций ОАО "Рускобанк", принадлежащих "ВЕФКу" (50% 1) в обеспечение векселей. Акции были единственным имуществом должника, имеющим высокую степень ликвидности, которое реально могло обеспечить исполнение обязательств.

Как известно, в 2011 году территориальное управление Росимущества в Ленинградской области проводило аукцион по продаже 50% акций "Рускобанка" в интересах правительства Ленинградской области. Сделка сопровождалась рядом скандалов и была доведена до конца лишь в 2012 году. Впрочем, даже продажа контрольного пакета акций не позволила правительству Ленобласти обзавестись 400 миллионами рублей. Чуть ранее областное руководство переуступило права требования на этот актив компании "К-Трейдер" столичного бизнесмена Матвея Урина. Позднее счёт с этими деньгами был заблокирован в связи с наличием уголовного дела на Урина.

Еще часть долга не была пущена по пути переуступок, и по-прежнему 578 миллионов рублей правительству должен "Инкасбанк", и этот долг тоже по-прежнему не погашен. За 4 года администрация Ленобласти так и не смогла вернуть многомиллиардный долг коммерческой структуры.

Вице-губернатор — председатель комитета по финансам Евгений Елин, которому долговая проблема досталась по наследству, считает, что вопрос не сдвинется с мёртвой точки ещё долго. "Переуступки — это своего рода попытка обойти проблему, встать первыми в очередь на получение денег. Это законная схема, но, если хотите, морально не слишком удачная. Потому может и не получилось. С деньгами по продаже акций "Рускобанка" тоже не получилось. Теперь будем ждать в очереди, встанет в реестр кредиторов", - ожидает он.

На вопрос корреспондента 47News, что бы он сделал, если бы у него была неограниченная власть в решении этой финансовой проблемы, Елин ответил так: "тут уже ничего не сделаешь".

Юлия Гильмшина, 47News