Глава администрации президента Сергей Иванов указал всем рангам не барствовать. Судя по декларациям областных VIP, четверти из них пора менять стереотипы, для начала — автомобильные. Из опрошенных лишь единоросс Владимир Петров взял под козырек.

Глава администрации президента (АП) России Сергей Иванов в четверг, 29 января, выступал перед главами всех субъектов страны. В первый из трёх дней ежегодного семинара Иванов выразил философское пожелание. "Государственным служащим всех рангов нельзя барствовать, нужно подавать личный пример безупречного поведения и скромности", - сказал он, добавив, что необходимо прекратить тратить бюджетные средства на обеспечение необоснованного личного комфорта.

Судя по логике, после возвращения на родину губернатор Ленобласти Александр Дрозденко должен будет расшифровать коллегам смысл скромности, высказанный руководителем АП.

В информационном поводе не будет ничего нового. Покушения на роскошь российских чиновников в современной истории страны были частыми. К примеру, состоялось несколько попыток пересадить их с иномарок на отечественные "Ладу-калину" и "Волгу". Идеи в жизнь претворялись с огоньком. Выходило слабо. Госслужащие и народные избранники неуёмно тянулись к изобретениям западного автопрома.

Разгорающийся (похоже, еще не разгорелся) общий экономический кризис начинает обострять внимание широких масс к внешнему виду элиты. Люди, вспомнившие о том, что продукты в магазине надо набирать ровно на столько, сколько есть в кошельке, потому что денег может не хватить, более непримиримо относятся к выражению чужого богатства. Особенно раздражает показная роскошь. То есть, как выразился Иванов — барство.

По принципу внешнего единства страна жила с 1917 по 1991 год. Тогда на первом месте у большевиков всегда стояла идея аскетизма. Юным жителям Советского Союза с ранних лет рассказывалось о скромности и трудолюбии вождей: о Феликсе Дзержинском, который падал в обморок от голода, и о Владимире Ульянове-Ленине, несущем бревно за тяжелый конец.

В стране существовали правила игры, в соответствии с которыми единообразие касалось абсолютного большинства функционеров. Ни один партийный работник не мог построить загородный дом выше одного этажа, чтобы селяне за вилы не взялись. А руководитель торговой точки не мечтал о приобретении чёрной "Волги" - символа власти. Хозяйственник скромно воровал на бежевенькие  жигули.

Это вовсе не говорило об отсутствии привилегий у ответственных коммунистов страны. Они могли приобрести дефицитные товары за закрытыми дверями в специальных распределителях. Например, в секретном "Голубом зале" Гостиного двора. Но эта история являлась внутренней, а толпы трудящихся, посменно шагающих к проходным на заводах, видели в номенклатуре одинаковую массу. Ну, может быть, в хорошей пыжиковой шапке. И если писалось в газете "Правда" о том, что некий важный товарищ перешёл черту и позволил себе лишнего, то все понимали, что появление этой заметки и есть приговор. За ней приходил прокурор с арестом и финальный репортаж из зала суда: "По следам наших публикаций".

Сейчас же механизм сетевой: в блогах, а потом в прессе появляется фотография о чиновнике, пользующемся мобильным аппаратом за 100 тысяч рублей, а затем уже поступает уточняющий звонок из администрации президента.

После сигнала Иванова, можно считать, Путина, теперь можно уйти с работы по собственному желанию если, например, выяснится, что чиновнику подарили (не купил же) часы под 100 тысяч долларов.

И вовсе не потому, что сотрудник АП завидует. А оттого, что ныне такое время, когда Москве легче уволить одного, чем успокаивать десятки тысяч. Они разволнуются не из-за блогов и репортеров. А, например, из-за тепла или цен на тепло, а уж эмоции бить будут по часам.

Для того, чтобы помочь тем, на кого могут обрушиться массы в случае ещё более резкого ухудшения экономической ситуации, достаточно ознакомиться с декларациями чиновников и депутатов за 2013 год. И увидеть там раздражающие факторы.

Сразу оговоримся, что вряд ли стоит обращать внимание на сотовые телефоны обитателей Суворовского,67. По крайней мере, до реального обострения отношений с Западом, ведь практически все чиновники пользуются стандартными iPhone. (Сегодня, правда, пореже – пришла рекомендация).

Размеры квартир и загородных домов ничего не скажут до тех пор, пока не будет известно их точное месторасположение, а, значит, появятся фотографии их, а лучше - внутреннего убранства. Люди, они как дети. Им сто миллионов говорит мало что, а вот фото пространства с диванами – многое.

Другое дело — автомобили. Порой народ переживает просто потому, что они есть. К тому же, если раньше наличие дорогого автомобиля вызывало уважение, мол, умеет жить, то сейчас — раздражение, мол, во – наворовал.

Назовём список тихо: "Автомобильное барство". Но напомним, что все нижеприведенное заработано законно, иначе бы не посмели внести в декларацию.

Больше всего внушений в Доме правительства должен получить вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв, который, судя по данным декларации, является главным поклонникам автомобилей. Всего их у него девять, но самые дорогие: Audi А8L (в среднем от 4 миллионов рублей), Mercedes-benz SL 280 (в среднем от 3 миллионов рублей), Mercedes-benz 220 A, Nissan PATROL (в среднем от 3,5 миллионов рублей).

У остальных транспортные средства попроще. Настолько, что выделить можно только нескольких. Например, вице-губернатора по финансам Романа Маркова, у которого Land Rover Discovery 4 (в среднем от 3,5 миллиона рублей) и первого вице-губернатора Константина Патраева, у которого есть джип Wrangler стоимостью среднем в 4 миллиона рублей.

Из глав комитетов элитные машины замечены:

у председателя комитета по градостроительству и архитектуре Евгения Домрачёва, у которого Audi Q7 (в среднем от 3,5 миллионов рублей);

у председателя комитета по труду и занятости Александра Караванского, у которого Volkswagen Touareg (стоит от 3 миллионов рублей);

у председателя комитета по дорожному хозяйству Михаила Козьминых, у которого Land Rover (стоит от 3 миллионов рублей);

у председателя комитета государственного строительного надзора Михаила Москвина, у которого BMW X5 (от 4,5 миллиона рублей) и Range Rover Evoque (в среднем от 5 миллионов рублей).

Из депутатов предметы роскоши на колёсах есть в списке имущества:

у единоросса Сергея Бебенина, у которого Lexus RX 350 (от 3 миллионов рублей);

у единоросса Алексея Белоуса, у которого Mercedes Benz S450 (от 4 миллионов рублей);

у либерал-демократа Вячеслава Дюбкова, у которого BMW X5 (от 4,5 миллиона рублей);

у Геннадия Жирнова, у которого Lexus RX 270 (около 3 миллионов рублей);

у единоросса Дениса Жукова, у которого Ferrari F-430 (около 10 миллионов рублей) и Bentley Mulsanne (от 15 миллионов рублей);

у единоросса Василия Кострицы, у которого Porsche 911 Carrera 4 (около 7 миллионов рублей) и Porsche Cayenne S (около 7 миллионов рублей);

у единоросса Павла Лабутина, у которого Toyota Land Cruiser 150 (от 3 миллионов рублей);

у либерал-демократа Андрея Лебедева, у которого Mercedes Benz S 63 и Mercedes Benz Е 350 4 МАТIC". (Их общая стоимость уложится как минимум в 12 миллионов рублей);

у единоросса Никиты Мельникова, у которого Porsche Cayenne Turbo S (около 7 миллионов рублей);

у единоросса Татьяны Павловой, у которой Infiniti M35 premium (около 3,5 миллионов рублей);

у единоросса Владимиру Петрова, у которого Land Rover (стоит от 3 миллионов рублей);

у единоросса Владимира Рыбальченко, у которого есть Aston Martin (около 9 миллионов рублей) и Land Rover (от 3 миллионов рублей); ещё у него три вертолёта;

у единоросса Вадима Рябова, у которого Infiniti FX-37 (от 3,5 миллионов рублей);

у единоросса Александра Трафимова, у которого Mercedes-Benz G350 CDI (от 5 миллионов рублей);

Таким образом, примерно из 80 VIP-ов различных уровней 21 человеку надо задуматься об изменении привычек. Корреспондент 47news опросил некоторых из тех, кто представлен в списке, как они собираются выходить из ситуации, когда они явно выходят за рамки объявленного в АП тренда. Как выяснилось, никто из них в принципе не считает, что следует задуматься об отказе от лишнего, в частности, от машин.

"Всё, что у меня есть, куплено на заработанные деньги, с которых, кстати, уплачены большие налоги. Обсуждать наличие или отсутствие автомобилей в своём гараже не хочу", - сказал вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв, которому, кажется, для исполнения пожелания Иванова надо сжечь гараж.

"На автомобиле езжу уже три года и не считаю, что наличие иномарки не является показателем роскоши", - считает финансовый вице-губернатор Роман Марков.

"Одна машина у меня шесть лет и она уже скромная сама по себе, а второй пользуется супруга, и авто тоже три года. И в случае чего продам жене, пусть владеет, раз ездит. Так что давно выполняю заданный тренд", - ответил глава госстройнадзора Михаил Москвин.

"Мне не нужны никакие указания, я всегда был скромным. Это моя норма жизни. Отец с детства меня учил, что два обеда не сожрёшь. Так что не нужны мне ни туфли из крокодиловой кожи, ни бриллианты. Что касается автомобилей, то если речь о декларации 2013 года, то сейчас этих автомобилей у меня нет. Езжу я на Chevrolet Tahoe, а этому автомобилю более трёх лет", - добавил к общей картине глава областного ЛДПР Андрей Лебедев.

Единственный, кто в беседе с корреспондентом 47news был по-военному подчинен мнению Кремля - единоросс Владимир Петров. "Пока не поменяется политика в стране, обязуюсь не менять машину, не покупать новые часы и костюмы. Буду носить всё, что есть, до тех пор, пока всё не обносится естественным образом. Стирать рубашки и мыть машину обязуюсь", - пообещал Петров.


Дальше по списку корреспондент 47news звонить не стал, так как атмосфера стала понятна.

Заодно мы задумались над тем, к кому в Ленинградской области в случае чего точно не будет претензий. Пользуясь служебным положением, мы составили список наиболее скромных представителей областного бомонда.

В нашем представлении из первого окружения Дрозденко наиболее аскетичен вице-губернатор по социальным вопросам Николай Емельянов (внешне он похож на сельского учителя), из председателей комитетов — глава жилищного надзора Сергей Кузьмин (он долгое время возглавлял Сланцевский район), из депутатов — эсер Александр Перминов (он, наверное, единственный депутат в регионе, принципиально живущий на зарплату на столько, что даже квартиру купил спустя долгое время и в ипотеку).

47news не за бедность, а за новую традицию. Если совсем кратко, то так: "В быту скромен".

Юлия Гильмшина,
47news