Проверка прокуратуры Ленобласти ремонта дорог вызвала конфликт в отрасли. Пока надзор считает ущерб бюджету, дорожники готовятся идти в суд. Вице-губернатор Богачев не против, но понимает, что начавшийся кризис аварийность не уменьшит.
 
Между прокуратурой Ленинградской области, дорожно-строительными организациями и областным правительством наметились видимые противоречия. Камнем преткновения стал ремонт региональных дорог, который надзорное ведомство вот уже несколько месяцев активно проверяет. 23 октября в ходе проверки во Всеволожском районе прокурорам даже пришлось отогнать подрядчиков, пытающихся мешать. Если сам факт недопонимания очевиден, то версии его причин разнятся.
 
Открытая угроза
 
Неожиданная активность прокуратуры в областном дорожном хозяйстве обозначилась летом. Вполне вероятно, что это может быть связано с назначением прокурора Ленобласти. Ведь еще 28 мая новый начальник надзорного ведомства Станислав Иванов пообещал депутатам областного ЗакСа заняться "проблемами использования бюджетных средств". В ответ те единогласно согласовали его кандидатуру. 
 
Первая волна проверок на дорогах прошла в июне-июле. Надзорное ведомство выявило явные нарушения на 50 миллионов рублей, заподозрило еще на 150 миллионов, способствовала возбуждению трех уголовных дел. Позже сумма предъявляемого прокуратурой ущерба подросла до 75 миллионов, а количество уголовных дел увеличилось до четырнадцати.
 
Не дожидаясь завершения расследования по возбужденным делам, прокуратура начала новый этап. 8 октября ведомство объявило о начале масштабной выездной проверки дорог во всех районах области. Прокуратура была в политическом тренде — в тот же день Владимир Путин, выступая на заседании Госсовета, поставил задачу разобраться с соотношением цен и качества дорожных строек.
 
Атака прокуроров
 
Первым из проверенных стал Киришский район. Получив результаты экспертизы, надзорное ведомство объявило, что подрядчик ЗАО "АБЗ-Дорстрой" нанес ущерб бюджету на сумму 40 миллионов рублей.
 
Затем последовал район Лужский. Здесь заговорили о нарушениях на сумму в 26 миллионов рублей. Подрядчик работ — ООО "Дивный Град".
 
22 октября начались проверки во Всеволожском районе. Проверяют ремонт, выполненный подрядчиком ООО "Нордстройтранс". Результаты пока неизвестны.
 
Удар подрядчиков
 
Подрядные организации, привлекшие внимание прокуратуры, с позицией надзорного ведомства решительно не согласны. Так, руководитель "АБЗ-Дорстрой" Леонид Гиндин готовится защищать деловую репутацию своей компании.
 
"Областная прокуратура делает на своем сайте заявления о нарушениях, допущенных моей компанией, называя сногсшибательные цифры ущерба. При этом доступа к материалам проверки нам не дают. Наша компания публичная и социально-ответственная, и такие действия наносят ущерб ее деловой репутации. Несомненно мы будем защищаться", - заверил журналиста Гиндин.
 
В компании "Дивный Град" заявили, что о размере предполагаемого ущерба бюджету узнали из публикации на 47news.
 
“Абсурдность этой информации очевидна любому производственнику. Общая стоимость работ на проверявшемся объекте составляла 31 миллион. За вычетом названного ущерба остается 5 миллионов. За такие деньги на данном четырехкилометровом отрезке едва ли возможно было провести даже ямочный ремонт”, - рассказал корреспонденту 47news генеральный директор "Дивного Града" Вадим Багишев.
 
В руководстве компании отметили, что она существует с 2001 года и дорожит своим добрым именем, поэтому безусловно будет обращаться в суд для защиты деловой репутации. 
 
Прокурорская роль
 
В областном надзорном ведомстве спокойны и уверены. Исполняющий обязанности начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Сергей Петриченко сообщил 47news, что качество ремонта на областных дорогах находится на особом контроле прокуратуры уже несколько лет.
 
"Еще с 2012 года к нам стали поступать многочисленные обращения граждан, связанные с некачественным ремонтом дорог региона. Прокурор Ленинградской области Станислав Иванов также взял этот вопрос на особый контроль. Из нашего ведомства в СМИ попадает лишь информация по результатам законченных проверок", - заявил Петриченко.
 
В прокуратуре отметили, что озвученные суммы ущерба основываются на данных экспертизы, проведенной аккредитованной лабораторией на лицензированном оборудовании. По их результатам ведомство готовит документы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.
 
Имперская защита
 
Вице-губернатор Ленинградской области по строительству Георгий Богачев абсолютно не против прокурорских проверок, но понимает и подрядчиков.
 
"Когда в результате проверки на семи километрах дороги прокуроры бурят почти 200 дырок, троекратно превышая ГОСТовский норматив, это грозит разрушением дороги из-за самой проверки. Подрядчики возмущаются публикацией сведений о размере ущерба и прочих нарушениях до их официального подтверждения. Таким подтверждением может являться исключительно решение суда, вступившее в законную силу. Прокуратура - не PR-агентство, и надзор за законностью не заключается в публикации с завидной регулярностью "жареных" пресс-релизов. При этом новостей о реальных судебных решениях я что-то не припомню", - считает Богачев.
 
За кадром
 
Для обывателя контроль качества выполненного ремонта на дорогах имеет исключительно практическую сторону. Например с точки зрения аварийности, ведь дороги Ленинградской области признаны самыми опасными в стране
 
По субъективному мнению 47news, исчерпывающую информацию о причинах тотальных проверок не знает ни один из участников кризиса. Даже в прокуратуре бытует неофициальная версия о том, что новый прокурор области получил сигнал и подготавливает смену элит в правительстве региона. 
 
В областном правительстве же все чаще рассуждают о незримом конфликте между вице-губернаторе Богачевым и председателем комитета по дорожному хозяйству Михаилом Козьминых. Мол, Козьминых даже выгодна проверка, потому что он не участвовал в приемке тех дорог, которые в данный момент под боем. Более того, вспоминают, что он возглавлял Госприроднадзор Ленобласти. Намекают, что он  тесно сотрудничал с природоохранной прокуратурой и имеет связи в этом ведомстве. 
 
Среди бизнесменов свои мифы. Они считают, что для того, чтобы в область завести новые крупные компании, нужно расчистить плацдарм. То есть убрать большинство привычных игроков, оставив, может быть, лишь компанию "Эско", которую, как известно, связывают с советником Александра Дрозденко Олегом Зеваковым.
 
И до сих пор не было ни одного, пусть закрытого, но совместного совещания между всеми участниками, на котором бы представители власти и бизнеса могли если не договориться, то хотя бы услышать друг друга.
 
Артем Шалякин,
47news