В коммунальных дебрях Отрадного затерялись 20 миллионов рублей. В таком долге населения заинтересованы многие компании, в том числе и организация, аффилированная с сыновьями Валерия Сердюкова. У кировских полицейских осталось два дня.

Лишь два законных дня остались у сотрудников отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) ОМВД по Кировскому району Ленобласти для того, что бы в третий раз завершить проверку и определить, наконец, размер задолженности, обанкротившейся управляющей компании "Сервис-центр". Две предыдущие проверки закончились постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела, которые затем были отменены Кировской городской прокуратурой. Настойчивость прокуроров понятна - речь идет об исчезновении 20-и миллионов рублей.

Как рассказал 47news директор теплоснабжающей компании "Промэнерго", обслуживавшей часть города Отрадное, Александр Долгополов, УК "Сервис-центр", задолжала его предприятию порядка 12 миллионов рублей.

"С августа 2013 года "Сервис центр" находилась под процедурой банкротства. Я не волновался, так как долг перед нами был официально подтвержден судебным решением. Общая задолженность населения по платежам перед "Сервис Центром", по словам назначенного судом внешнего управляющего, составляла 38 миллионов рублей. Однако после признания предприятия банкротом в декабре прошлого года, пришедший на смену конкурсный управляющий озвучил уже другую сумму — 18 миллионов. Нам не удалось получить внятных объяснений, куда делись еще 20 миллионов долгов, которые можно хотя бы частично взыскать с неплательщиков, и тогда мы обратились в прокуратуру. Там обращение рассмотрели и передали в полицию",- рассказал Долгополов.

ОТКАЗНЫЕ МНЕНИЯ

Согласно документам, имеющимся в распоряжении редакции 47news, первое заявление в подразделение экономической полиции Кировского района было передано 30 мая. Уже 6 июня оперативники ответили отказом в возбуждении дела.

Формулировка директора "Промэнерго" удивила. Правоохранители сообщили, что в ходе проверки они совершили телефонный звонок собственнице и генеральному директору компании-должника Ирине Чудновской, с целью пригласить ее для дачи объяснений. Однако Чудновская не могла явиться для беседы до 10 июня. Поэтому, в связи с "окончанием установочных сроков проверки по материалу, а также неустранимых противоречий, которые в соответствии с нормами законодательства РФ толкуются в пользу Чудновской", было принято решение в возбуждении уголовного дела отказать.

Долгополова удивили не столько неустранимые противоречия, полученные без беседы с Чудновской, сколько сама попытка полицейских побеседовать с бывшим гендиректором "Сервис Центра". "Я не понял, причем тут Чудновская, когда после нее компанией сначала руководил внешний управляющей, а затем банкротил конкурсный. Решил вновь обратиться в прокуратуру",- сообщил Долгополов.

30 июня прокуратура признала решение кировской полиции незаконным и передала материал обратно полицейским для дополнительной проверки. Однако через двадцать дней заявитель вновь получил отказ. Текст постановления дословно повторял предыдущий, за исключением добавленного в него абзаца о невозможности опросить самого Долгополого из-за неявки по повестке. Сам заявитель уверен, что никаких повесток он не получал. Сохранились в тексте и опечатки, очевидно перекочевавшие в него из прошлого постановления.

Директор "Промэнерго" вновь пошел с жалобой к прокурору. Впрочем, в пресс-службе областного надзорного ведомства уточнили, что в Кировской городской прокуратуре 1 августа уже самостоятельно приняли решение об отмене нового постановления полицейских. Срок новой проверки должен истечь 31 августа.

Корреспондент 47news попытался изучить позицию всех заинтересованных в конфликте сторон и пришел к выводу, что запутанная история отрадненского ЖКХ мало отличается от ситуаций в других районах Ленобласти.

Системы выглядят примерно одинаково — между монополистами и управляющими компаниями, предоставляющими коммунальные услуги населению, стоят гарантирующие поставщики. Учет потребленных услуг и выставление счетов нередко производят муниципальные расчетные центры, берущие за это свой процент. Обывателю разобраться в запутанной системе взаимоотношений между звеньями коммунальной цепи крайне не просто.

МИЛЛИОННЫЕ МНЕНИЯ

По мнению специалистов сектора ЖКХ, банкротство "Сервис-центра" напрямую связано со сменой руководителя отрадненского поселения. После смерти в 2012 году главы администрации Отрадного Владислава Киселева, при котором "Сервис-центр" процветал, ему на смену пришел Евгений Ларионов. Вместе с ним в город пришла новая крупная теплоснабжающая организация, ОАО "ЛОТЭК", которую аффилируют с братьями Вадимом и Денисом Сердюковыми, сыновьями бывшего губернатора Ленобласти. После этого дела у "Сервис-центра" значительно ухудшились.

По мнению мужа Ирины Чудновской Станислава, работавшего техническим директором в "Сервис-центре", именно "ЛОТЭКу" достались как минимум 11 из 20 миллионов долгов населения перед его компанией. "С августа 2012 года нами было заключен трехсторонний договор с "ЛОТЭК" на поставку тепловой энергии и с МП "Расчетно-кассовый центр" (РКЦ), которое должно было ее учитывать, формировать единые квитанции и собирать платежи от населения. Однако менее чем через год "ЛОТЭК" и "РКЦ" заключили договор между собой, согласно которому расчетный центр стал печатать отдельные квитанции за отопление и горячую воду, а деньги получал непосредственно "ЛОТЭК". Поскольку это противоречит закону, мы отказались подписывать дополнительное соглашение, что не помешало теплоснабжающей компании собирать деньги с населения, и, одновременно, выставлять счета нам", - сообщил Чудновский.

По его словам, после их обращения в прокуратуру и полицию, директор "РКЦ" Людмила Шведова признала, что причислила "ЛОТЭК" 11 миллионов рублей задолженности населения, однако до сих пор эта ситуация не исправлена и никаких официальных бумаг в "Сервис-центр" не пришло.

Получить комментарий от Шведовой журналисту не удалось. Она сообщила, что находится в отпуске.

В свою очередь, арбитражный управляющий Святослав Александров сослался на отсутствие доказательств, подтверждающих позицию руководства "Сервис Центра". "Доказательств, подтверждающих информацию о том, что "ЛОТЭК" частично гасил задолженность "Сервис-Центра", получая деньги напрямую от населения, руководство "Сервис Центра" и РКЦ мне не предоставило. Впрочем, до конца инвентаризация не проведена и такие документы еще могут быть получены. Кроме того, в правоохранительные органы для проведения проверки представлены данные по нарушениям в хозяйственной деятельности, допущенным прошлым руководством компании", - прокомментировал Александров.

Генеральный директор ОАО "ЛОТЭК" Иван Варзарь не стал комментировать финансовые претензии "Сервис-центра", сославшись на то, что руководитель всей компании не знает нюансов районных конфликтов. "Напишите запрос, финансисты посмотрят и ответят. Но я вам так скажу — если "Сервис-центр" банкротится, то и слава богу. У этой компании не получится остаться на рынке ЖКХ, так как она не выполняла своих прямых обязанностей перед населением по содержанию коммунальных сетей",- заявил Варзарь.

В администрации Отрадного от комментариев вежливо отказались, сказав, что данная ситуация находится в сфере деятельности судебных и правоохранительных инстанций.

КЛАССИЧЕСКОЕ МНЕНИЕ

Лев Толстой начал "Анну Каренину" с известной многим фразы: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему". И кончилась история под колесами паровоза.

С ЖКХ Ленинградской области другая история: счастливых компаний сферы ЖКХ в районах так мало, что трудно сравнить их успехи, зато все несчастные структуры так похожи друг на друга.

Так на память приходит известный долговой конфликт между гарантирующим поставщиком Ломоносовского района "ЛРТЭК" и местными управляющими компаниями. Многомиллионные взаимные долги не позволяют эффективно ремонтировать изношенные на 90% коммуникации.

Реструктуризация ресурсоснабжающей организация "Водоканал Птицефабрики Синявинская", разделенной на пять отдельных предприятий, до сих пор не решила окончательно проблему с качеством питьевой воды в Кировске и том же Отрадном — предыдущие собственники не оплачивали ремонт коммуникаций, износ которых превосходит 70%.

Ну а администрация города Коммунар в Гатчинском районе с нетерпением ожидает передачи на свой баланс насосной станции, находящейся в собственности градообразующего предприятия. Здесь хаос ряда банкротств едва не привел к тому, что вода и тепло стали бы для жителей вообще бесплатными.

Артем Шалякин, 47news