В деле Сиверского леса видны риски для Егора Гайдара, Виктора Черномырдина, Виктора Зубкова, Александра Худилайнена и прочих гатчинских депутатов. Похоже, обвинение лесничему Терешкину запускает пересмотр итогов приватизации. Пусть и в отдельном Гатчинском районе, но все же вопреки Путину.
Защита 65-летнего Валерия Терешкина, в среду, 16 июля, приступила к ознакомлению с материалами шумного уголовного дела о хищении Сиверского леса. Само дело возбуждено в отношении неустановленной группы лиц.
Лица комбинации
В распоряжении редакции оказались документы 22-летней давности. Если следствие будет последовательным, то логика позволит предположить состав некой общности. В список Следственного комитета могут попасть: Егор Гайдар, Виктор Черномырдин, председатель совета директоров ОАО "Газпром" Виктор Зубков, глава республики Карелии Александр Худилайнен, председатель совета директоров компании "Трансмашхолдинг" Анатолий Ледовских, депутаты Гатчинского Совета народных депутатов, их коллеги из того будущего — гатчинские избранники образца 2005 года. Если стать дотошным, то в уголовном полесье можно будет разглядеть даже силуэт ночного губернатора Петербурга Владимира Кумарина.
Возможно также, что дело Терешкина займет место в исторических списках, став бикфордовым шнуром пересмотра итогов приватизации в РФ. Отметим, такой поворот идет вразрез с гласным тезисом Владимира Путина. И напомним, в конце 2012 года, будучи кандидатом в президенты на третий срок, Владимир Путин заявил, что считает приватизацию 1990-х нечестной, но исключает возможность пересмотра ее итогов.
"В обществе много говорят о том, что приватизация 90-х годов была нечестной. И я с этим полностью согласен. Но отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы".
Книга воли
Обвиняемый Валерий Терешкин, лесничий с сорокалетним стажем, закончил читать заключительный, 49-й том уголовного дела, на прошлой неделе. Наверняка ему было интересно, ведь он сейчас единственный обвиняемый в этой чаще бумаг. А если учесть, что события за которые Терешкина должны судить, происходили 23 года назад, то наверняка ему пришлось напрячь память.
Вкратце, пенсионера обвиняют в халатном отношении к государственному наделу. Точнее даже, в недогляде за шустрыми подчиненными. Те внесли изменения в архаический талмуд с сентиментально-канцелярским заглавием: "Книга отвода и приемки земель" Гатчинского мехлесхоза.
Возбуждение уголовного дела по мошенничеству в августе 2013 года многие связывали с волей главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Воля, предположительно, возникла после беседы главного следователя и защитников Сиверского леса на публичном приеме 9 августа 2013 года в Петербурге. В течение года, пока велось расследование, некоторые малодушные журналисты выражали сомнение в реальности происходящего. А когда стало известно о фиксации злодея-пенсионера, то те же клевреты (клевреты – это мы) позволили себе усомниться в квалификации следователя. Вспомнили, например о сроках давности и о том, что в деле о мошенничестве вдруг появился обвиняемый в халатности.
Справедливости ради стоит отметить, Следственный комитет по Ленинградской области пытался выйти из ситуации полюбовно. То есть, доложить Александру Бастрыкину: "Виновный найден, дело передано в суд", и в то же время сберечь пожилого Терешкина. Когда пенсионеру предъявили обвинение, то следствие предложило ему прекратить уголовное преследование за истечением сроков давности. Но поскольку это не реабилитирующее основание, то лесничий отказался. Теперь собирается защищать свое имя в суде.
Касаемо разночтения квалификации "халатность — мошенничество", то здесь у следствия не было даже призрачного выхода. Новое дело по халатности возбудить нельзя. Это прямо запрещает уголовно-процессуальный кодекс с отсылкой к срокам давности (по статье "халатность" они составляют 2 года). Вариант с переквалификацией дела трактуется диаметрально. Следственный комитет заявил, что перед предъявлением обвинения Терешкину переквалификация имела место. Адвокат обвиняемого заявляет, что переквалификации не было. Всё же здесь есть смысл верить следствию, поскольку предъявлять обвинение по халатности в рамках дела о мошенничестве - грубое нарушение норм УПК, на которое следствие вряд ли пошло.
Свитки 92-го
Следствие утверждает, что в период с 30 сентября 1991 года по апрель 1993-го Валерий Терешкин не углядел, как его подчиненные исполнили решение депутатов об изъятии 182,4 гектара государственных земель в пользу местной администрации. Из них 30,5 гектара - тот самый Сиверский лес. Особо отмечается: решение Президиума народных депутатов было заведомо незаконным.
Неправомочность заключается в том, что передавать земли первой категории можно было только решением Совета Министров РСФСР. Кстати, место председателя Совета Министров РСФСР с 26 сентября 1991 года по 14 декабря 1992-го было вакантно. Здесь необходимо отметить, что процесс рассмотрения местными депутатами передачи земель в пользу поселений был инициирован Леноблиспокомом (в современном варианте - это правительство Ленобласти). Идентичные процессы проходили по всему региону и стране.
47news уверено в очевидном, - следствие не забыло про 150 гектаров, оставшихся вне публичного поля и воли Александра Бастрыкина. Значит, нынешние собственники могут начинать волноваться.
Подтверждением заурядности передачи земель в обход Москвы служит акт согласования площадей Гатчинского мехлесхоза, датированный третьим августа 1992 года (есть в распоряжении редакции, благодаря собеседникам в Гатчинской администрации).
Официальная бумага рисует следующую картину: из 13-ти выведенных из Гослесфонда участков четыре, как и положено, согласованы в Совете Министров. Передача еще четырех согласована на уровне Леноблисполкома. А пяти наделов государство лишилось по решению Гатчинского райисполкома. Один из них включает Сиверский лес.
Сиверское причастие
Следуя логике Следственного комитета, наглядно выраженной во фразе из постановления СК о привлечении Терешкина в качестве обвиняемого: "...небрежно отнесясь к исполнению своих обязанностей, не принял никаких мер по недопущению исполнения как им самим, так и подчиненными работниками ...незаконного постановления", логично предположить следующее — расследование будет продолжено, поскольку руководители Терешкина, как и обвиняемый, также недоглядели.
Живые легенды
На самом верху виноватой пирамиды, естественно, председатели Совета Министров за указанный период с 1991 по 1993 (точнее следствие не определило). Первым среди равно виноватых идет ныне покойный Егор Тимурович Гайдар (с 15 июня 1992 по 15 декабря 1992-го). Будь он жив, наверняка бы интеллигентно удивился и может бы сказал свое известное: "Конечно, проще расстрелять. Но лучше послушать".
За Гайдаром следует Виктор Степанович Черномырдин (14 декабря 1992 - 23 декабря 1993). Этот гуру стилистического неологизма и лексической конструкции точно бы нашел ответ на инсинуации СК. Например, такой: "Сейчас историки пытаются преподнести, что в тысяча пятьсот каком-то году что-то там было. Да не было ничего!".
Живые просто
При тщательном расследовании СК в череде виноватых несомненно увидит нынешнего председателя совета директоров ОАО "Газпром" Виктора Зубкова. До перехода в 1992 году в Смольный заместителем Владимира Путина (в то время председателя Комитета по внешним связям мэрии Петербурга) он трудился первым заместителем председателя Леноблисполкома. То есть через него проходили все бумаги и постановления. Возможно, если дойдет до разбирательства, Зубков ответит следователям, что-то в духе: "Во всем виноват Сердюков". Ведь тот женат на дочери Зубкова, и существует слух, что преследование министра обороны связано с семейной неверностью того же министра обороны.
Дотошное и справедливое следствие наверняка не забудет про тогдашнего начальника Зубкова, главу Леноблисполкома Юрия Ярова. Ныне он действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.
Несомненно, в поле зрения ведомства Александра Бастрыкина попадет и глава республики Карелия Александр Худилайнен. В 2006-м Худилайнен стал главой администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район". И именно он подписывал договор о продаже многострадального леса. При этом известно, что в 1987 году лес был поставлен на первичный учет как усадебный парк XIX века, но в 2006 году, незадолго до продажи, комитет по культуре правительства Ленобласти снял Сиверский лес с учета. Администрация Гатчинского района не препятствовала.
Также следователи, скорее всего, обратят внимание на председателя совета директоров компании "Трансмашхолдинг" Анатолия Ледовских. Он же бывший руководитель Федерального агентства по недропользованию РФ. В приснопамятные времена отчуждения Сиверского леса, с 1990 по 1991 годы, он был председателем Гатчинского районного Совета народных депутатов, а с 1991 по 2001 годы возглавлял администрацию Гатчинского района. Родился Ледовских в поселке Мучкап Тамбовской области. Следователи СК безусловно в курсе, что он является дальним родственником одного из лидеров "тамбовского" сообщества Валерия Ледовских и тоже уроженца богатой на таланты Тамбовщины. Дело лидера этого неформального сообщества, Владимира Кумарина, расследуется Следственным комитетом РФ до сих пор и под оком Бастрыкина.
И наконец, Следственный комитет просто обязан поднять веки на народных избранников. Ведь самоуправство без оглядки на Москву позволили себе народные депутаты 1991 года. Они составят пенсионную компанию Валерию Терешкину. А их коллеги, образца 2006 года, не протестовавшие против продажи Сиверского леса, создадут многоголосую и задорную массовку на судебных заседаниях.
Переитогоприватизация
В целом, если Следственный комитет будет последовательным и не избирательным, то продолжит работу по неправомочно изъятым землям. Но остается нюанс. Землевладение - это основа частной собственности. Заводы и стапели пароходов стоят именно на земле. Следовательно дело Терешкина может послужить спусковым крючком для пересмотра итогов приватизации. То есть, злопыхатели, сетующие на экспрессивность решений Александра Бастрыкина могут просто не видеть холодного разума и тщательно продуманной схемы. Если же действия Следственного комитета обдуманы, но не согласованы с Кремлем, речь об ином. Хотя, конечно, никто в здравом уме не произнесет - о чем.
И мы просто
В этой истории любопытна позиция активистов Сиверского леса, которые, как известно, создали почин событиям, обратившись к Бастрыкину с просьбой о помощи. В ответ на вопрос о судьбе Валерия Терешкина, один из лидеров эко-активистов Надежда Климова ответила: "Мы не просили искать крайнего. Терешкин - замечательный человек. И гатчинские депутаты - прекрасные люди. И нынешних собственников мы признаем добросовестными приобретателями. Мы просто хотим лес".
Во-первых, 47news согласен. И мы - за лес. А заодно мы просто считаем, что с утопией можно бороться только абсурдом.
Виктор Смирнов,
47news