Евгений Литовченко по-прежнему на свободе. Варианты, где он, подсказывает ссылка на звериную хитрость и его сломанный, но ум. Усилия полиции разбиваются о режим одиночки. Почему в толпе мы его не узнаем, и как брали столь же важные фигуры, рассказывает 47news. Мы и на Украину письма еще пишем.
 
Праздничный четверг, 12 июня, отбил шестые сутки с момента побега педофила Евгения Литовченко. Безусловно, его накал розыска не снижается. Но вера граждан в охранителей правопорядка разрежается и становится эквивалентна обыкновенному в стратосфере воздуху. Слышатся неудобоваримые для имиджа МВД возгласы, мол, хромого поймать не могут. Некоторые позволяют себе вспоминать, что Литовченко рванул от оперативников, не сняв наручники, но скинув сапоги.
 
Напомним, что 6 июня 2014 года c места следственного эксперимента около города Отрадное Кировского района Ленобласти сбежал 43-летний Евгений Литовченко. В момент "рывка" он был в наручниках и без обуви. На счету беглого, по версии следствия, как минимум шесть изнасилований и три убийства. Следствие подозревает его еще в десятке. Все жертвы - дети и подростки. За три аналогичных эпизода он отбыл часть срока ранее и был отпущен досрочно.
 
47News предполагает, какие варианты были/есть у Литовченко, и каким может быть развитие поиска.
 
Системы Пьюзо и Форсайта
 
В случае побега из-под стражи значимого подозреваемого, первична преступная социализация беглеца. Учитывается, что большинство граждан встроены в определенную систему координат. Естественно, это имеет касание не только преступников. Тем же узлом завязаны и журналисты, и коммерсанты, и космонавты. В случае интеграции преступного фигуранта в его "мир", сыск отрабатывает подельников, соседей по камере, а также ныряет в само темное сообщество. Порой случаются и сотрудники под прикрытием. Не надо также забывать, что теневой мир не монолитен и всегда может найтись тот, кто на беглеца укажет. Это прагматично: во время поисков, полицейской суеты уходит на задний план много запланированных тем. В то же время много серых личностей попадает в бредень просто от масштабности самого бредня.
 
Все же заблуждением было бы считать, что если в бегах весомый персонаж, то искать его труднее. Этот тезис с избытком иллюстрируют две художественные истории, рассказанные на высоком эпистолярном уровне. Первая, отсылает к эпизоду в "Крестном отце" Марио Пьюзо. Когда Майкл Карлеоне убил капитана полиции, все понимали, кто его прячет. Понятно было и то, что в доме Дона о его местонахождении знали все.
 
То есть, эту, с позволения сказать, сталь нужно только пробурить — подслушать, прослушать, надавить. Главное, что известна точка приложения. Далее дело хитрости, упорства и процедуры. О последней 47news вспомнил в связи с тем, что многие воры в законе, находящиеся в розыске, и авторитетные обвиняемые, спокойно делятся мнениями с журналистами и замечены в новостях. Но их экстрадиция с далеких берегов, например Белиза, представляется делом долгоиграющим. При этом хотя бы известно, где они.
 
Диаметральный случай описывается в "Дне Шакала" Фредерика Форсайта, который талантливо нарисовал типаж одиночки, никоим образом не связанного с преступным миром. В книге убийца берет заказы по своему хотению и разумению. Связь он поддерживает в одностороннем режиме. Поэтому его отследить сложно.
 
В приложении к нашему региону можно вспомнить братьев-стрелков Андрея и Олега Михалевых, которые арестованы по делу о покушении на жизнь владельца СП ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" Сергея Васильева. Известно, что до этого они годами действовали как локальная вооруженная группа для исполнения специфических работ и в это же время находились в розыске.
 
В случае с Евгением Литовченко ситуация еще хуже. Несмотря на то, что он подозревается в совершении самых гнусных преступлений: педофилии и убийстве несовершеннолетних - к теневому миру Литовченко отношения не имеет (не будем оскорблять профессиональную преступность). При этом он, по сути, гастарбайтер — приехал в 96-м из Киевской области Украины, через четыре года сел, а вышел в 2009-м. Связей у него нет, разве что знакомые могильщики (Литовченко работал на кладбище). Жену и подружку в расчет можно не брать по понятной причине — полиция в курсе их местоположения и передвижения. По сути, любой житель Ленобласти вполне мог проехать с Литовченко в маршрутке.
 
При таком раскладе у сыщиков есть призрачный вариант попытаться найти Литовченко на родине. Например, позвонить украинским коллегам. Но при  нынешней политической ситуации разговор скорее закончится ничем. Далее можно проверить, поддерживал ли он связь с Украиной: взглянуть на биллинги его мобильной связи и сделать запрос во все платежные системы на предмет того, переводил ли Литовченко деньги своим родным. Или получал. Можно взглянуть на ж/д и авиа передвижения. Что, кстати, по просьбе редакции сделали друзья журналистов в транспортной полиции. Ничего особенного не обнаружилось. В результате поиск в этом направлении может дать полицейским не более чем пазл в подбиве личности беглого насильника.
 
Хитрый, зараза 
 
Из абсолютно эмперической информации понятно, что Евгений Литовченко персонаж хитрый и продуманный. В случае с побегом он "раскачал" и расслабил оперов. Два раза на следственных экспериментах указывал место, где, якобы, закопал тело Паши Костюнина. При этом явно изучал местность и поведение сотрудников. Знал, как на него будут нервно реагировать, или, напротив, как будут кормить бутербродами и "дружить". А главное знал, чего от него хотят в генеральном плане. И 6 июня принял решение.
 
То есть поступил не спонтанно - без эмоциональной дрожи. Наверное, когда шел в лес под присмотром, знал, что будет уходить и где именно. Следовательно, голова работает по-своему правильно. В таком случае логично предположить, что действует не тривиально. Скорее всего, Литовченко не побежал к дороге голосовать, а дав направление поиска, вернулся назад. Понимая, что в пустом доме или канаве отсидеться не удастся, и с окраины леса в магазин за куском колбасы наведаться просто опасно, Литовченко должен был вырваться из квадрата поиска. Известно ведь, что даже подготовленные группы диверсантов, обнаруживая свое присутствие в сжатом несколькими десятками километров пространстве, редко выходят из окружения.
 
Первый вариант — прорваться на Украину. При такой шумихе тема автостопа не годится. Брать заложника технически сложно (надо ведь и в туалет и на заправку). Скорее, Литовченко в голову мог прийти вариант передвижения на товарном поезде. В таком случае он через некоторое время будет похож на обыкновенного бездомного: небритого, чумазого, в одежде не по размеру, который за краюху хлеба разгружает на полустанках вагоны.
 
Второй вариант — зайти в квартиру одинокого человека. Скорее пьющего маргинала и, в силу образа жизни, далекого от интернета и телевизора. Далее либо убить, либо прожить с ним под личиной алкаша месяц - полтора. Пока полиция не устанет. В первом случае, проблемой станет запах, ведь тело выносить проблематично. Во втором, могут сыграть роль участковые. Они, в принципе, должны знать всю алкоголическую братию.
 
Тысячами не узнать
 
Жаждущих либо благородного поступка, либо денег (главк объявил награду в миллион рублей) надо разочаровать. На улице мы Литовченко вряд ли узнаем - борода, маргинальный вид, украденные, и может битые, очки. Что касается полиции, то надо отметить нейтральный факт: разработкой планов, диспозиций и анализом - занимается 5-7 человек. Напомним, общая численность сотрудников ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти – 31,5 тысячи, а полиции – 26,5 тысячи сотрудников. Большинство из них просто приходит на работу. Анализ и планы для них нивелируются до усиления блок-постов и опостылевшего обхода жилмассива.
 
Не дрампример
 
В плане примера задержания резонансного преступника показательно дело рядового Артураса Сакалаускаса. Тот, в феврале 1987 года, расстрелял в поезде шестерых солдат-сослуживцев, прапорщика, начальника караула и гражданского проводника. Причиной послужили издевательства над Артуросом, закончившиеся его изнасилованием при невмешательстве или молчаливом одобрении старших по званию. Сошел Сакалаускас на станции Бабаево в Вологодской области. А обнаружен был в Ленинграде.
 
Добравшись до Ленинграда, Сакалаускас двое суток прятался в подворотнях и ночевал на чердаках. К тому моменту его уже объявили в розыск, в общественных местах висели его фотографии, а аэропорт и вокзалы постоянно прочесывались военными и милицейскими патрулями. В конечном итоге Сакалаускас бесцельно и устало ездил в транспорте по городу.
 
Историю о задержании Сакалаускаса рассказал очевидец тех событий, а ныне редактор 47news Евгений Вышенков.
 
"Уныло осматривали подвалы, чердаки. Надо отметить, что у всех милиционеров была или должна была быть фотография - ничего особенного запоминающегося. Вместе с тем, в этом году начала выходить программа Александра Невзорова "600 секунд". Героем, в частности, стал и Артурас Сакалаускас. А секунды смотрели все, в отличие от ориентировок.
 
Произошло так: участковый 60-го отделения милиции на служебном своем "ГАЗике" двигался по Васильевскому острову. Впереди шел рейсовый "Икарус" 60-го маршрута желтого цвета. На задней площадке автобуса милиционер заметил лицо, показавшееся знакомым. Объехал "Икарус", дал сигнал шоферу остановиться и вошел в салон с первой двери. Он прошел на заднюю площадку и спросил у Сакалаускаса "документики". Тот протянул удостоверение на свое имя. Участковый громко удивился. Отметим, что тогда наручников полицейские с собой не носили. Сакалаускас был доставлен в 60-е отделение на улице Беринга. Его завели в "аквариум". Естественно, дежурный набрал начальство. Человек двадцать доехали шумно и быстро. Вывели его на свет. Тут один из командиров решил его досмотреть. Сакалаускас спокойно выложил два "Макаровых" на стол. Пауза была томной. Милиционеры порадовались: "Какой хороший парень – не перестрелял всех".
 
Драматургически, эта история не привлекательна. Если бы журналисты были сценаристами, то эту канву бы не одобрили. Нужна погоня, скользящие подошвы по мокрому карнизу. Но, оказывается жизнь, она другая.
 
Естественно, в газетах было написано, что Сакалаускас был задержан почти героически.
 
Славянам письмо
 
В связи с отсутствием Евгения Литовченко там где нам удобнее, 47news обратился через социальные сети к жителям Таращанского района Киевской области Украины, где он когда-то жил. Редакция приводит текст полностью.
 
"Парни и девчонки, несмотря на накаленную ситуацию между государствами, и в разговоре на общечеловеческие темы, скорее всего, наступит ссора, все же к вам есть посыл. 
 
Давайте докажем, что когда речь идет о главном, никакая политика не сможет помешать взаимопомощи. Если вы увидите Евгения Литовченко на своей земле, то сообщите в редакцию, либо в полицию. И мы уверены, что если вы расскажете о том, что видели Литовченко, это будет тем случаем, когда все противоречия сойдут на нет.
 
Спасибо".
 
Виктор Смирнов,
47news 
 
P.S.  Для помощи в поисках каждый может распечатать ориентировку на Литовченко, либо разослать ее знакомым в интернете. Полиция Ленобласти и Петербурга обращается с просьбой к жителям и гостям города помочь в розыске особо опасного рецидивиста. Информацию, которая может помочь, следует сообщать по телефонам: 573-20-24 и 573-21-77. Конфиденциальность гарантируется. Редакция 47news, в свою очередь, также просит читателей оказать помощь в розыске Евгения Литовченко. Обладающих информацией просьба звонить по телефону 8-981-857-25-93.