Трое выходцев из Средней Азии вывезли в Ленобласть и задушили своего более обеспеченного соплеменника. Избавились от долгов, заработали и поехали ужинать. Оперативники зло шутят, что скоро кончатся переводчики с узбекского, а 47news заглянул в теневой мир извоза, который вокруг нас.
 
Следственный комитет по Выборгскому району Ленинградской области в среду, 30 апреля, предъявил обвинение троим выходцам из предместий города Наманган - третьего по величине в Узбекистане. 42-летнему Зохиджону Абдулаеву, 27-летнему Нажмиддину Джаббарову и 26-летнему Илхому Саидову инкриминируется убийство. Их жертвой стал 34-летний соотечественник - Даврон Низамбаев. Все официально зарегистрированы, даже с патентом на работу. Ранее не судимы. На родине у всех семьи и дети.
 
Предтечей обвинения стало обнаружение трупа 2 марта 2014 года в лесном массиве на съезде с 44 километра автодороги "Сертолово - арголово - Огоньки" (Выборгское шоссе). О находке сообщили местные жители, заметившие тело во время прогулки. Это стало началом отсчета следственных действий. Но им предшествовала любопытная внутрикорпоративная дискуссия.
 
Дело в том, что правоохранительные органы решали, кому именно расследовать дело. Тело обнаружили на границе районов. Победил Следственный комитет по Выборгскому району под руководством Николая Супруна.
 
Извоз в аренду
 
Все обвиняемые жили на съемных квартирах в Санкт-Петербурге. Двое из них, Джабаров и Саидов, проживали вместе на Гражданском проспекте. В мегаполис приехали от года до трех лет назад и, поскольку были земляками, нередко общались с Абдулаевым. Кстати, у одного из приезжих был опыт работы подсобным рабочим на заводе, но что-то не задалось.
 
На данный момент уже известно, чем зарабатывали на жизнь — все трое занимались частным извозом.  Это и стало причиной убийства. Вернее, товарно-денежные отношения между обвиняемыми и жертвой.
 
Оказалось, что убитый Даврон Низамбаев был, в своем роде, старшим. Его роль на теневом рынке извоза заключалась в поиске престарелых машин для сдачи их в аренду соотечественникам. Машины Низамбаев брал по доверенностям или устным  договоренностям у таких же приезжих из Средней Азии, но владеющих автомобилями.
 
Тоже, кстати, роль в цепочке незаметного мира гостей.
 
Низамбаев, в частности, подыскал автомобили для своих будущих убийц. Здесь нюанс. Машины "агент" брал под честное слово, а расплачивался из отчислений пользователей, то есть Абдулаева, Джаббарова и Саидова. Несложно предположить, что улов на извозе не всегда бывает постоянным. Соответственно и платежи были нерегулярными.
 
На этой почве между автоарендодателем и плательщиками постоянно возникали конфликты. На следствии обвиняемые откровенно заявляют: "Он нам надоел, постоянно денег требовал". В конце концов, трое, измученных переработками, решили снять проблему кардинально. К тому же, по версии следствия, планировали еще и заработать.
 
Поехали по долгам
 
23 февраля этого года двое из обвиняемых - Абдулаев и Джабаров - вместе с неустановленным лицом встретились на улице Ушинского в Санкт-Петербурге. Через некоторое время, по предварительной договоренности, подъехал Низамбаев. Предлог был прост и увлекателен для кредитора — надо поехать в город Сертолово Всеволожского района,  занять денег у знакомого и отдать долг за машину. При этом подготовившиеся соотечественники владели информацией, что у жертвы с собой будут деньги на очередную развалюху.
 
Все вместе погрузились в старенькую "Lacetti" и погнали. Недалеко от Сертолово машина сломалась. При чем установлено, что поломка если и была инсценирована, то искусно — сломалась помпа. В помощь по телефону были призваны Саидов (ныне один из обвиняемых) и также неустановленное лицо. Они подъехали к месту технической аварии на потертом "Опеле". В результате рокировки в "Опель" сели трое должников и жертва. Двое пока неизвестных следствию остались со сломанной машиной.
 
"Опель" двинулся, якобы в конечную точку — Сертолово. Но, проехали. Даврон Низамбаев занервничал. В этот момент сидящий сзади Захид Абдулаев накинул на него - сидящего впереди - шнур. Второй пассажир помог затянуть.
 
Как выяснится на допросах, орудие убийства они подобрали на свалке недалеко от места поломки первой машины. Через некоторое время свернули в лес, вытащили из салона тело и оттащили в чащу. Здесь у следствия вопросы.
 
Возможно придушенный был еще жив. Может поэтому тот же Абдулаев ножом нанес три добивающих в сердце соотечественника. Тело не удосужились даже прикрыть ветками. Так и бросили. Шнур оставили на шее.
 
Сейчас проводится экспертиза, от чего все же погиб Низамбаев.
 
Помимо избавления от долга за машины, три товарища поимели доход. Из карманов убитого вытащили 147 тысяч рублей и разделили по-братски. Затем вернулись домой. Достоверно установлено, что сели ужинать. 
 
Прием, прием, прием
 
Ровно через месяц после обнаружения трупа, 24 апреля следователи Выборгского СК при оперативной поддержке отдела по борьбе с преступлениями против личности уголовного розыска по Выборгскому району Ленобласти работали в Петербурге. Все трое установленных и на тот момент подозреваемых халтурили таксистами в разных точках города. Задерживали в течение дня. Последнего, Зохиджона Абдулаева, "догнали" в Красном Селе. На вопрос корреспондента: "Как насчет оказания сопротивления?" - оперативник убойного отдела ответил с юмором: "Конечно, оказывали, как без этого".
 
По словам следователей, на допросах обвиняемые ведут себя уже спокойно: "Все признают, но как бы не понимают, из-за чего такой шум и чего к ним так прицепились".
 
- Естественно, сразу забыли русский язык. Скоро дефицит будет на переводчиков с узбекского, - добавили в СК.
 
Наманган - Фергана - Петербург
 
47news попросил прокомментировать локальную историю известного петербургского конфликтолога и публициста Бориса Подопригору. Полковник в отставке всю жизнь прослужил в Министерстве обороны и является специалистом именно по Востоку. Добавим для веса, что Борис Подопригора свободно говорит на нескольких языках Азии, а, например, на китайском даже пишет стихи.
 
- Уверен, что первичное решение — это работа с диаспорами и ограничение миграции в мегаполисы. Если сказать мне или вам, что главы диаспор не владеют информацией и не имеют влияния — мы рассмеемся. В ином случае в ближайшее время в теневом мире скоро наступит свой Наманган. Кстати, один из самых неблагополучных городов Ферганской долины, - утверждает Подопригора.
 
Виктор Смирнов,
47news