Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, который находится на левом берегу реки Волхов в Волховском районе Ленобласти, известен большинству как место заточения первой жены Петра I - Евдокии Лопухиной, в иночестве Елены.

Немного истории. Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов, севернее каменной крепости. Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год.

G4cOBo-8des.jpg

0HEXGsxDn0c.jpg

Фото Максима Ланового

Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесенной кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами, больничный корпус, трапезная, экипажный сарай, прачечная, келейный дом, корпуса для монахинь. Больничный корпус и домовая Крестовоздвиженская церковь возведены по проектам известного архитектора А. М. Горностаева в 1861-62 г.г.

Faa8JPg7poU.jpg

ZxE9CBxdjcA.jpg

Фото Максима Ланового

Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор. Этот самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Собор полностью сохранился. Он имеет длину 18 м, ширину 14 м, а в высоту – более 19 м, и мог вместить не один десяток людей. Стены собора расписаны, однако, роспись плохо сохранилась. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря. Сегодня найдено около 13 тысяч фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря.

История монастыря связана с пребыванием в нём известных в России женщин с печальной судьбой затворниц не по своей воле. И первой в этом списке идёт царица Евдокия Лопухина, следом за ней - её тёзка и подруга по несчастью Евдокия Ганнибал, а потом, уже во время царствования Николая I, родственницы декабристов.

Расскажем немного подробнее о первой жене Петра I (с 27 января 1689 до 1698), матери царевича Алексея, последней русской царице и царствующей равнородной неиноземнной супруге русского монарха.

c_83_r_381_img_1029.jpg

Невеста Петра I Евдокия (1669 - 1731 гг.), при рождении Прасковья Илларионовна, принадлежала к роду Лопухиных, довольно захудалому, но многочисленному. Её выбрала царица Наталья Кирилловна, не спрашивая желания и согласия своего сына, которому на ту пору исполнилось 16 лет. Царице  понравилась белолицая и статная девушка, к тому же она надеялась на поддержку многочисленного рода Нарышкиных, в клан которых входили Лопухины.

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Данное событие имело значение не только для самих молодых, но также и для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью, "так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Пётр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры".

Евдокия была воспитана в духе Домостроя, поэтому не разделяла интересов супрпуга, который очень многое из обычаев Западной Европы переносил на русскую почву.  По сведениям современников, не отличалась она большим умом и сообразительностью, была настроена против реформаторских шагов своего мужа.

На её сестре Ксении был женат ((с 1691)) Борис Иванович Куракин, который был женат на Ксении, сестре Евдокии, оставил описание о юной жене Петра I в "Гистории о царе Петре Алексеевиче":

"И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…"

Молодая жена родила троих наследников - сыновей: Александр и Павел умерли еще во младенчестве, а старшего, царевича Алексея, родившегося в 1690 году, ожидала печальная участь - он погибнет по приказу своего отца в 1718 году.

935124544.jpg

Несмотря на довольно привлектаельную внешность, Евдокия не смогла удержать мужа, который много времени проводил в Немецкой слободе, где сблизился с Анной Монс. После смерти матери Петра, царицы Натальи Кирилловны, в 1694 году, когда Пётр уехал в Архангельск, он перестал даже поддерживать переписку с Евдокией.  Её родственники Лопухины попали в опалу, а сама иолодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.

Это также не прошло мимо внимания Петра, который был не доволен поведением своей законной супруги. В 1697 году Пётр письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу, а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини. Православная церковь не разрешала разводов, поэтому существовал такой обычай для нелюбимых жён - их отправляли в монастырь.

Евдокия не хотела постригаться в монахини, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Она попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за неё, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Молодую царицу под конвоем отправили в Суздальско-Покровский монастырь, где и постригли в монахини под именем Елены.

инокиня.jpg

Евдокия Лопухина в монашеском облачении

Отношение Петра I  к свой нелюбимой жене выразилось даже в том, что ей не было назначено содержания от казны не было — её "кормили" родственники. Она писала: "Здесь ведь ничего нет: всё гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую".

Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка, и в 1709-10 гг. вступила в связь с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым, которого ввёл к ней её же духовник Фёдор Пустынный.

Сохранились письма Евдокии к Глебову, которые свидетельствуют о тех чувствах, которые питала женщина к майору. Возможно, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла его знать с детства.

На допросе Глебов показал "И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно". Сама Евдокия признавалась: "Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата". В письме к Петру она просила прощения, чтобы ей "безгодною смертью не умереть".

По сведениям историков,  Глебов был посажен на кол и мучался 14 часов перед неизбежной смертью. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни, не разрешали закрывать глаза и отворачиваться.

В 1718 году она была переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, где 7 лет жила под строгим надзором до кончины императора, своего мужа. В 1725 её отправили в Шлиссельбург, где Екатерина I держала её в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием "известной особы". Для Екатерины I Евдокия представляла угрозу, так как, с точки зрения законности, её брак с Петром I вызывал сомнение, а следовательно, сомнительны были и её права на престол.

С воцарением своего внука Петра II, сына казненного царевича Алексея, она была с почётом перевезена в Москву. После опалы Евдокия жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре — в Лопухинских палатах. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов. На её содержание было определено 4500 руб. в год, по приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно. Но никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.

portrait-of-eudoxia-lopukhina-by-artist-pintor-desconhecido-in-the-18th-century.jpg

Умерла Евдокия в 1731 году, пережив своего неверного и царственного супруга на 6 лет. Историки рассказывают, что её последние слова были: "Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного". Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери.

[route]

При подготовке использована информация сайтов:

Староладожского Старо-Успенского Новодевичьего  монастыря,

Википедии,

фото Максима Ланового.