Всеволожский Ford на 35% сокращает штат сотрудников. Власти Ленобласти обещают помочь с трудоустройством, однако, кроме как в швеи и медсёстры рабочим пока идти некуда. Опытный профсоюзный лидер Алексей Этманов обещает воевать. Экс-губернатор Валерий Сердюков видит проблему в отсутствии гибкости и быстроты реакции.
Один из самых знаменитых заводов в Ленинградской области, Ford Sollers, попрощался с третью своих сотрудников по-европейски. Во вторник, 1 апреля, около 18 часов во все ведущие средства массовой информации страны был разослан пресс-релиз. В нём сообщалось о намерении компании продолжать инвестировать в производство и выпускать новую продукцию. Однако предприятия будут работать в новых условиях. Одно из главных — все заводы переведут на односменный режим работы.
"Человек имеет два мотива поведения — один настоящий и второй, который красиво звучит". Генри Форд.
В качестве причины указывались серьезные изменения экономической ситуации в России. В частности, девальвацией рубля, замедлением потребительской активности на рынке новых автомобилей, а также значительное падение спроса на автомобили С-сегмента, Ford Sollers.
Предполагается, что до июня на заводе Ford Sollers во Всеволожске будут объявлены дополнительные дни простоя с последующим переходом на режим производства в одну смену. Это приведёт к необходимости сокращения штатной численности персонала в количестве около 700 работников предприятия. То есть 35%, ведь всего там трудится около 2 тысяч человек. Сокращению подвергнутся в основном специалисты рабочих специальностей.
"Мы сожалеем о том, что компания вынуждена сокращать персонал, однако данная мера необходима для обеспечения дальнейшего развития компании в текущих условиях, - сообщил в релизе Тед Каннис, президент и CEO, Ford Sollers
О том, что у них больше нет работы, людям сообщили на полтора часа позже, чем журналистам. Как рассказал корреспонденту 47news председатель первичной профсоюзной ячейки на всеволожском заводе Ford Игорь Темченко, руководство выступило перед рабочими в 19:30.
"Собрание длилось 10 минут. Ничего утешительного людям не сообщили. Сказали, что завод будет простаивать два месяца, а затем последует сокращение второй смены — около 700 человек. Люди взбудоражены",- сообщил Тимченко.
"Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять". Генри Форд.
Возможно, такая задержка с объявлением связано с тем, что окончательное решение принималось довольно резко, и в этой ситуации компании было важно показать свою открытость. Менеджер по корпоративным коммуникациям Ford Sollers Наталья Рядинская сообщила корреспонденту 47news, что решение о сокращении персонала было принято в компании сегодня.
"Мы ведем переговоры с профсоюзами и правительством Ленинградской области о дальнейшем трудоустройстве уволенных сотрудников, однако пока никакой конкретной информации по этому поводу предоставить не можем", - сообщила Рядинская. Уточнять, насколько сократится производство автомобилей на заводе она отказалась, сославшись на внутренние правила компании.
В самом областном правительстве тоже обошлись без конкретики. В пресс-службе губернатора и правительства отметили, что вице-губернатор Ленинградской области – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов "держит на контроле ситуацию с высвобождением сотрудников завода”.
По заявлению пресс-службы, комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области на территории завода уже в ближайшее время будет организован консультационный центр, где сокращаемые сотрудники, смогут получить юридические консультации, пройти тестирование по подбору работы. Кроме того, специалистами службы занятости подготовлена база вакансий в соответствии с квалификационными требованиями. Планируется также привлечь к работе в центре представителей крупных предприятий региона.
Впрочем, с поиском работы у "высвобожденных сотрудников" скорей всего будут проблемы. Примерно половина работников приезжали на Ford из Санкт-Петербурга и, по всей видимости, будут искать работу там. Вторая половина — это жители Всеволожска и окрестностей.
"У нас в городе маленькая безработица, 0,14%, и много заявок по поиску персонала. Но в основном требуются такие специалисты как врачи, медсёстры, работники швейного производства. Я подозреваю, что люди с промышленного производства в швейное массово не пойдут. Значит, надо будет искать варианты, мы этим займёмся", - пообещал глава администрации города Всеволожск Сергей Гармаш.
К тому же, предлагаемые вакансии явно будут уступать по зарплате. Ford считался предприятием с одним из самых высоких средних заработков в Ленобласти. Так, если по региону этот показатель составляет примерно 33 тысячи рублей, то на заводе минимальный заработок составлял 36 тысяч рублей, средний — 45, максимальный — 60. Наверняка некоторые смогут устроиться на заводы Nissan и General Motors, но для всех там работы не хватит.
"Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра". Генри Форд.
Несмотря на заявление компании о том, что виновата во всём экономика России в целом, эксперты не склонны видеть в происходящем на отдельном предприятии начало системного кризиса. В первую очередь отмечают, что проблемы со спросом на продукцию начались задолго до того, как начались проблемы у российской валюты. Так, по данным "АСМ-холдинга", в 2013 году производство на заводе снизилось на 36% - до 68 893 штук. И это притом, что там производится 90% общего выпуска самых популярных моделей Ford Focus и Ford Mondeo.
По мнению генерального директора компании "Auto-dealer-СПб" Михаила Чаплыгина, ситуация в компании Ford Sollers — частный случай и связана со снижением спроса на выпускаемую всеволожским заводом продукцию в виду ее низкой конкурентоспособности.
По словам Чаплыгина, в первую очередь сокращение производства завода Ford во Всеволожске коснется областных предприятий, производящих комплектующие для иномарок. Однако негативный эффект вряд ли будет значительным.
"Компании — производители комплектующих, обычно работают сразу с несколькими производителями автомобилей. Кто-то сокращает производство, а кто-то, наоборот, увеличивает. Например, в этом году в два раза наращивает свои мощности завод Nissan в Санкт-Петербурге, в следующем — General Motors”, - сообщил корреспонденту 47news Чаплыгин.
Впрочем, не стоит забывать, что по итогам прошлого года замечено падение индекса промышленного производства в Ленинградской области на 4,3% и ситуация во Всеволожске может стать первым звоночком. Кстати, власти проблему снижения индекса предпочитают не замечать — в комитете по экономическому развитию считают, что виновата во всём статистика.
"Хорошо, что народ не понимает, как работает наша банковская система. Иначе завтра же случилась бы революция". Генри Форд.
Помимо экономических проблем, сокращение на заводе принесёт Ленинградской области и политические проблемы, ведь Ford является своеобразным символом 47 региона. Это первая транснациональная компания (несмотря на присущий чиновникам патриотизм, всегда дополнительной подчёркивается, что - с американским капиталом), которая стала работать на территории Ленобласти.
Все десять лет существования завода администрация региона воспринимала его успехи как свои собственные. Наличием завода чрезвычайно гордился экс-губернатор Валерий Сердюков, ведь это фактически было одно из главных его детищ. Александр Дрозденко тоже не раз говорил о нужности этого предприятия.
"Сокращение количества персонала на треть говорит о том, что предприятие находится на грани закрытия, а этого нельзя допустить. Нельзя допустить, чтобы ушло такое количество профессионалов, ведь на заводе работают высококвалифицированные сотрудники. Они не должны уходить в сферу, скажем, торговли или услуг, это было бы неправильно. Я не знаю, что произошло на предприятии, оно довольно успешно развивалось. Но не думаю, что это связано с системным кризисом, скорей всего, дело в спросе на продукцию, ведь автомобильный рынок требует гибкого и быстрого подхода. В любом случае, надеюсь, что выход из этой ситуации будет найден", - сказал корреспонденту 47news Валерий Сердюков.
Логично предположить, что ситуация грозит и социальными волнениями. Так, Игорь Темченко заявил, что члены профсоюза уже обсуждают действия, которыми ответят на сокращения. Конкретных мер он не назвал, однако заявил, что одним из способов будет проведение забастовки.
Депутат ЗакСа и лидер региональной профсоюзной рабочей ассоциации Алексей Этманов, имеющий многолетний опыт борьбы с руководством Ford, заявляет о решительных действиях. "Мы будем воевать. Мы будем проводить забастовку, устраивать пикеты. Мы не дадим сокращать людей и выкидывать их на улицу, ни одного не позволим уволить. Правительство должно было заняться поддержкой покупательского спроса на продукцию, а оно ничего не сделало", - прокомментировал корреспонденту 47news Этманов.
На просьбу журналиста расписать, как смогут повлиять пикеты на решение руководства предприятия, он ответил уклончиво: "У нас есть много способов".
Юлия Гильмшина, Артём Шалякин,
47News