Ленобласть взялась за пропаганду малочисленных коренных народов. Для поднятия статуса вепсов, ижор, карел, ингерманландских финнов и водях сняли пять "пластилиновых" мультфильмов и показали их на Youtube. 47news увидел в затее бюджетную иронию.

Областные чиновники решили оригинально подойти к теме межнациональных отношений в Ленобласти. Занялись не в привычном для всех ракурсе - борьбе с иноземцами, а с помощью обращения внимания на малочисленные коренные народы, населяющие территорию региона.

ПЛАСТИЛИНОВАЯ ИДЕЯ

Попытку зафиксировали натурально и доступно. Официально провели конкурс на создание "социальной рекламы, посвященной этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов". Внимательно ознакомившись с техническим заданием, корреспондент 47news увидел, что основной упор при создании рекламы должен быть сделан на подготовке короткометражных анимационных фильмов.

Так, в сентябре этого года управление делами правительства Ленинградской области, по заказу комитета по развитию местного самоуправления, межнациональных и межконфессиональных отношений провело два аукциона.

Первый рассчитан на 2 миллиона 717 тысяч рублей и требует создать и распространить два анимационных короткометражных фильма о карелах и ингерманландских финнах. Конкурс выиграло ООО "Фокс груп". Второй был проведён на сумму 1 миллион 460 тысяч рублей. Согласно условиям, необходимо было создать и распространить три мультфильма о водях, ижорах и вепсах. Конкурс выиграло ООО "Центр общественных связей".

Справедливости ради стоит отметить, что помимо создания анимационных фильмов заказчик включал в торги и ряд дополнительных условий — создание тематических буклетов, календарей, организацию акций, размещение интервью с представителями этносов и распространение кинофильмов об истории народностей.

Правда, по предварительным подсчётам, на вторую часть подряда можно было потратить по 300 тысяч максимум, то есть на создание пяти видеороликов, при экономном подходе к полиграфии, можно потратить примерно 3,5 миллиона рублей.

Видео ориентировано исключительно на интернет-ресурсы. В обоих случаях необходимо было сделать видео настолько интересным, чтобы общее количество просмотров в социальных сетях "Вконтакте", Facebook и на портале YouTube составляло в первом случае не менее 20 тысяч раз, во втором — 45 тысяч раз.

Мультфильмы должны были быть сделаны с элементами трёхмерной компьютерной графики и пластилиновой анимации. Правда, режиссёр был вправе выбрать и другую технику для создания рекламы малочисленным народам — рисованную или перекладочную анимацию. От обычных мультфильмов произведение искусства должно было отличить то, что к его созданию должно привлечь специалистов-этнографов из Российской академии наук.

В конце декабря, как и было предписано документацией, в соцсетях и на youtube появились созданные за госсчет видеоролики.

MUST SEE / К ПРОСМОТРУ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Редакция 47news пересмотрела ролики неоднократно и считает, что они относятся к серии, когда лучше один раз увидеть, чем несколько раз перечитать содержание. Тем не менее, постараемся воспроизвести печатными словами увиденное.

Ижоры, как говорится в мультфильме, ведут род от птицы-ласточки, которая однажды летела, снесла золотое яйцо на проплывающий мимо корабль. Яйцо разбилось, белок стал луной, желток — солнцем. Песня повествует о том, что у ижоров сформировался "твёрдый, молчаливый, непреклонный" характер из-за исконного занятия — рыболовства. Мимолётом делается намёк на то, что без ижоров могло не быть Российского государства, ведь в своё время старейшине народа - Пелгусию, приснилось видение, которое, как утверждает мультфильм, помогло Александру Невскому побороть шведов. Во время Второй мировой войны немцы выслали ижоров в Финляндию, но те "под покровом ночи пробирались в свои деревни", куда их не хотели пускать.

Водь (сейчас их осталось 70 человек) поселились на территории Ленобласти в 11 веке. "Среди северных народов водь бы вы узнали сразу. Хоть и северные люди, но радушные, открытые, веселы и любят песни". Выйдя замуж, девушки состригали волосы "под самый корень", "если родила ребёнка — нарядилась в красну шапку, чтоб украшений было меньше". У вожан есть поверье, в котором рассказывается о петухе, который сносит яйцо, а из него рождается леммиус — покровитель народа.

Тихвинские карелы (их осталось 400 человек) появились в Ленобласти четыреста лет назад, после того, как их исконные владения захватили шведы. "У карел обычай строгий, не курить и жить без пьянства. Если же затеял пьянство, поклонись всему народу, да не раз, а 20 сотен и 5 сотен раз за ругань". "Медленны они в сужденьях, но порядочны и честны". Особо тихвинцские карелы почитали лес, который они "покидали только с молитвой".

Вепсы (осталось 2000 человек) помогали славянам строить город Старая Ладога. В мультфильме описывается, что они носят брёвна, ходят на охоту, верят, что дьявол живёт в болоте, очень гостеприимны и приглашают в баню всех соседей.

В мультфильме про ингерманландских финнов (осталось 8000 человек) в фильмов рассказывается, что раньше на территории их проживания было 300 школ, два театра, но позже землю у них отобрали, а сам народ отослали.

НЕВИДОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Все пять роликов однотипны. Авторы попытались сделать акцент на фольклорности повествования — каждый сюжет начинается с одной и той же присказки, которую озвучивает пожилой женский голос с выразительным "оканьем". В кадре на этом моменте появляется изображение женщины в национальном костюме, вещает она из такого же окошка, из которого в советских фильмах рассказываются сказки. Некоторым такое озвучивание может показаться иронией.

Далее всё тот же заунывный голос в стихотворной форме повествует о народах. Несмотря на то, что конкурс выиграли две разные компании, мультфильмы сделаны как под копирку, с одинаковым фоном и музыкальным сопровождением. Персонажи в них не нарисованы, не вылеплены из пластилина, а просто представлены фотографиями. Причём, только некоторые фигурки вырезаны и у них двигаются ноги, мимика и жесты отсутствуют. Во всех фильмах герои носят в кадре топор и борются со шведами.

Некоторые жесты вызывают удивление, к примеру, почему фигурки всех народов в кадре постоянно кланяются в пояс или почему "вепс" тыкает медведя в глаз. Многие фотографии взяты из Интернета и обработаны довольно топорно, часть кадров "дрожит". В какой части давали комментарии сотрудники академии наук, не уточняется.

Генеральный директор "Фокс груп" Павел Грачёв объяснил такое совпадение тем, что "стилистика согласовывалась с другой компанией, а сценарий и остальное вплоть до последней точки — с комитетом" (возможно он и заменил Академию).

Корреспондент 47news обзвонил ряд дизайнерских компаний Санкт-Петербурга, занимающихся созданием анимационных фильмов. Там заверили, что за подобное техническое задание взялись бы по цене не дороже чем за 200 тысяч рублей за ролик, а за 500 пообещали сделать "видео на мировом уровне".

Впрочем, областное правительство вряд ли имеет основания не доверять прайсам выигравших компаний, ведь они знакомы не первый год. По данным "СПАРК", ООО "Фокс групп" только в 2013 году выиграло 16 конкурсов областного правительства общей стоимостью контрактов на 16,5 миллионов рублей. Среди них — распространение антинаркотической социальной рекламы, создание социальной рекламы по социально значимым темам, проведение пропагандистских материалов по улучшению демографии, по популяризации института семьи, выпуск подарочного набора "Животный мир", организация мероприятий, посвященных году духовной культуры, правилам дорожного движения, бережного отношения к лесам, формирование бережного отношения к лесным ресурсам, в теме донорства, к престижу рабочих профессий, пропаганду здорового образа жизни.

В 2013 году компания "Центр общественных связей" выиграло семь конкурсов на 3,2 миллиона рублей комитета по печати и управления делами правительства Ленобласти на организацию услуг по проведению исследований, конференций, социологических исследований на тему межконфессиональных отношений, повышения эффективности деятельности общественных организаций, мероприятий общественной палаты. В 2012 году — пять аналогичных конкурсов от областного правительства на 2,2 миллиона рублей, в 2011 году — шесть конкурсов на 4,2 миллиона рублей.

МАЛЫЙ И ИРОНИЧНЫЙ

Цена и технические детали не главный предмет обсуждения мультфильмов о малых коренных народах. Подрядчик всегда может сослаться на техническое задание, в котором прописан ряд условий. В случае, когда нужно не строить, а творить, тем более вещи, касающиеся субкультуры, не страшно отойти от техники, прописанной в документах.

Итоговым результатом создания мультфильма должно стать появление образа тех самых народов, ради сохранения которых и тратятся деньги. Если до этого момента классический этнический набор для среднестатистического жителя Ленобласти состоял из русских, украинцев, белорусов, татар, евреев, молдаван и неких "мигрантов".

Теперь в общей массе должно появиться знание о малочисленных народах. В буквальном смысле должна возникнуть культурологическая боль за немногочисленные этносы. После просмотра подобных мультфильмов у зрителей появится, скорее, ирония или растерянность.

Создатели явно не слишком угадали с целевой аудиторией, на которую рассчитывали. Если была бы задача рассказать историю народов в аутентичной аудитории, например, в младшей группе детского сада, способ подачи информации мог бы оказаться доступным. Правда, даже самый развитый ребёнок не смог бы после просмотра, чем этносы отличаются друг от друга.

Не слишком понятно, зачем создатели в качестве способа подачи материала используют лубочную технику. Этот вид квази-фольклора используется при попытке передать атмосферу девятнадцатого века — с её атрибутами в виде баранок и самовара с чаем.

Стихотворная форма подачи информации при этом не слишком уместна — она напоминает любовь советского человека зарифмовывать праздничные события жизни, но делает недоступным изложение трёхминутного материала.

Так, прежде чем ориентироваться на интернет, создатели роликов и заказчики должны были изучить этот рынок. Тогда бы в сценарии, возможно, появилась не претензия на научную познавательность, а нечто более яркое и цепкое. В качестве примера можно было бы взять стилистику известного ролика Бурановских бабушек — за первую неделю не слишком притязательный по меркам шоу-бизнеса, он набрал около 2 миллионов просмотров на youtube.

В итоге за бюджетные миллионы появился продукт, который вряд ли выполнит свою функцию. Даже несмотря на то, что количество просмотров явно достигнет назначенных показателей. Последнее, кстати, может быть достигнуто разными, в том числе техническими, средствами накруток.

НЕ В НОВИНКУ

Кстати, муниципальной власти Петербурга важнейшее из искусств так же не чуждо, поэтому они тоже снимают. В основном – о своих же сотрудниках. Так, администрация Сестрорецка заказала сразу два фильма. Первый, снятый в 2011 году за 100 тысяч "направлен на информирование жителей о деятельности муниципальной власти" хронометражем 10 минут. Заказчик обязан был включить в него интервью с должностными лицами. Второй был снят в декабре 2012 года. Название – "Мы помним! Мы гордимся" (цена контракта 500 тысяч). Цель – доступными средствами рассказать "о работе муниципального образования, направленного на патриотическое воспитание молодежи". Обязательно включить в 30 минут интервью с ветеранами различных войн и кадры мероприятий, проводимый в муниципальном совете.

О своей работе снимал кино и МО "Ломоносов", подготовивший такой подарок к 15-летию образования. Согласно техническому заданию, заказчик должен был отснять 15-минутный ролик с заставкой, где главными действующими лицами должны были стать прошлые и нынешние главы администрации и председатели муниципального совета. "Воспитывать средствами искусства подрастающее поколение" будут и во Дворцовом округе, который совсем недавно объявил конкурс на создание фильмов о работе местной власти.

В мае 2012 года сразу два фильма заказал МО "Петергоф". Они обошлись в совсем небольшие 100 тысяч рублей. 20-минутное первое видео "Улицы Петергофа: Санкт-Петербургский проспект", как не сложно догадаться, рассказывало о богатой истории центральной улицы города. А вот перед создателями второго фильма "Воинская слава Петергофа", муниципальный совет поставил более сложную задачу: показать, что пригород "был не только царской резиденцией, но и городом-форпостом, кузницей военных кадров". Удалось ли это режиссеру неизвестно – обнаружить следы видео в интернете не удалось.

Но самым "нашумевшим" стал фильм, подготовленный в прошлом году по заказу МО "Владимирский округ", "Христианская этика как основа толерантности". Стоимость работы – 516 тысяч рублей. Среди требований к фильму указаны: наличие художественного замысла, "динамичность повествования" и использование всех современных видео- и аудиоэффектов, в том числе оформить заставку в формате 3D. Впрочем, претензий к фильму было две: фильм, снятый в рамках программы "Толерантность" отражал исключительно точку зрения РПЦ, и многим осталось неясным, почему кино, посвященное христианской морали снимали на деньги светского учреждения.

Юлия Гильмшина, Ольга Мясникова

47news