Последнее кадровое решение бывшего главы администрации Всеволожского района Александра Соболенко продолжилось поножовщиной. Разумеется, дело еще и в миллиардном контракте, на который не может не влиять "Единая служба заказчика". Ее кадры под боем. Но не курантов.

Всеволожский район Ленобласти не успел отсплетничать по поводу второго возбуждённого уголовного дела в отношении Александра Соболенко (по первому он уже осужден), как для разговоров появился новый повод. Предновогодний сезон отметился двумя нападениями, которые хоть и получили меньшую огласку в силу менее высокого статуса потерпевших, но весомо дополняют общевсеволожскую картину.

Двое и ножик

В понедельник, 23 декабря, около 8:30 утра двое неизвестных напали на директора муниципального казенного учреждения "Единая служба заказчика" Всеволожского района Сергея Константинова. Как рассказал нашему изданию сам Константинов, он приехал утром к офису ведомства и увидел, что двое молодых людей крепкого телосложения находятся рядом.

"Я не обратил на них особого внимания, думал, ждут кого-то. Оказалось, ждут меня. Один подошёл близко, пырнул ножиком в район поясницы два раза. Я ничего не успел сообразить, они убежали. Дошел до офиса, там вызвали скорую, отвезли во Всеволожскую больницу", - разъяснил Константинов.

Он считает, что нападение связано исключительно с его профессиональной деятельностью, несмотря на то, что должность директора "Единой службы заказчика" Всеволожского района занимает меньше двух недель - с 12 декабря.

Воспоминание о будущем

В этом месте необходимо перебить информацию воспоминанием. "Единая служба заказчика" - организация, исполняющая функции, которыми на региональном уровне занимается комитет государственного заказа. Выступает в качестве заказчика строительства объектов, финансирование которых идёт из местной казны. С учётом того, что собственная доходная часть бюджета Всеволожского района составляет примерно 4,8 миллиардов рублей в год, и того, что этой осенью на счетах лежало 2,45 миллиардов рублей, выделенных из регионального бюджета на различные нужды.

Один и ножик

Единичное преступление редко становится предметом журналистского анализа. 47news стало известно о серийности.

По данным нашего издания, месяцем ранее, 25 ноября, пострадал ещё один человек, имеющий отношение к муниципальному учреждению. Генеральный директор ООО "Сфера бюджета" Михаил Климов поздно вечером шёл к себе домой в квартиру на Комендантском проспекте Приморского района Петербурга, где проживает в четырёхкомнатной квартире. Как рассказал корреспонденту 47news Климов, в момент, когда вышел из лифта, к нему подбежал мужчина и моментально девять раз ударил ножом — по груди и животу. Четыре ранения оказались проникающими.

На попытку убить, как и в случае с Константиновым, было не похоже, однако пролежать пару недель в больнице заставило.
У уголовного розыска сразу появилась причина не только квалифицировать возбужденное уголовное дело, как хулиганство, но и связать преступление со Всеволожским районом — контора Климова оказывала консалтинговые услуги для муниципальной "Единой службы заказчика". Говоря проще, её сотрудники не безвозмездно готовят техническую документацию.

Торги, схемы, но не танки

Во Всеволожской администрации, которой за последние годы пришлось пережить публичные скандалы, обыски, приход экономической полиции, драки и стрельбу, к этим событиями относятся уже без эмоций. "Танки не ездят, и то хорошо", - с тоской отмечают наши собеседники.

Они объясняют причину особого внимания к представителям службы заказчика подготовкой к четырём тендерам на строительство детских садиков.

Речь идёт о дошкольных учреждениях в посёлке Разметелево (на 220 мест, стоимость — 230 миллионов рублей), в посёлке Кузьмоловский (на 220 мест, стоимость — 238 миллионов рублей), в деревне Янино-1 (на 220 мест, стоимость — 229 миллионов рублей), в посёлке имени Свердлова (на 220 мест, стоимость — 253 миллиона рублей). Итого: 950 миллионов рублей — не малая сумма даже для недотационного Всеволожского района.

Здесь уместно упомянуть о схеме, существующей не только во Всеволожском районе, а, надо полагать, и в Ленобласти. Формально, конкурсы на государственные заказы проводятся для того, чтобы соответствующая комиссия выбрала подрядчика, с которым было бы наиболее выгодно работать государству — по цене, по качеству и срокам. Практически же психология бизнесменов заставляет их искать способы добиться победы иными путями.

До недавнего времени коррупционная составляющая заключалась в самих электронных торгах — приближённые компании могли подтасовать результаты в свою пользу. С введением электронной системы проведения тендеров акцент сместился на подготовку технической документации. При согласовании с заказчиком любая компания, претендующая на крупный куш, может настоять на включение в условия аукциона те, что сможет выполнить только она одна. К примеру, если речь идёт о стройке, в документацию может включаться пункт о бетоне определённой марки, которую, скажем, производит лишь один завод в регионе.

Когда речь идёт о подряде почти на один миллиард рублей, желающие вписать "своё" условие в документацию находятся. Физически работа по подготовке документаций не может быть выполнена казённым учреждением (это проблема не Всеволожска, а российского масштаба), для чего и заключаются контракты с консалтинговыми конторами.

ПРОСтроение конфликта

Собеседники 47news во Всеволожской администрации уверяют, что произошёл конфликт между Виктором Карполем, который до 11 декабря 2013 года руководил "Единой службой заказчика" и 40-летним бизнесменом Ильёй Слицким. Он является владельцем компании "Строит ПРО". Компания занимается строительством, и у неё есть девиз: "Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор".

Согласно данным "СПАРК", эта компания в 2012 году выигрывала два конкурса, заказчиком в которых выступала "Единая служба заказчика", - реконструкция амбулатории в посёлке Вартемяги Всеволожского района (168 миллионов рублей), строительство детского сада на 140 мест в городе Сертолово Всеволожского района (171 миллион рублей).

Якобы от Карполя требовалось подписать акты-приёмки передач по строительным и ремонтным работам, которые были выполнены не совсем. Подпись давала право получить подрядчику аванс, но не гарантировала автору росписи свободу в случае тщательной проверки.

Кроме того, якобы Карполь категорически отказывался включать в аукционную документацию некие эксклюзивные условия (с технической точки зрения) строительства детских садов, на которых настаивал Слицкий. О том, что это именно за условия, участники событий не уточняют, лишь добавляя, что они "слишком технические" для описания.

"А ты что хотел?"

После многочисленных разговоров всех выше описанных лиц пришёл момент вмешаться в дело Александру Соболенко. По данным 47news, 11 декабря он, будучи тогда ещё в отпуске, вышел на один день на работу и написал заявление об увольнении Виктора Карполя, о чём тот узнал лишь поздно вечером.

Причём во Всеволожске уверены, что нового директора, Сергея Константинова, к Соболенко буквально за руку привёл именно Слицкий.

"12-го декабря я зашёл на работу. Узнал, что электронную подпись, то есть ключ, который даёт право менять, отменять конкурсы, выдали новому человеку — Сергею Константинову. За одним из компьютеров увидел Михаила Климова, он явно не в социальных сетях сидел. Спросил, что он там делает и на каком основании роется в компьютере, он не ответил, встал и ушёл. За это время мог, что угодно поменять. Меня смутило, как человек с девятью ножевыми на работу вышел, да еще и на чужую", - рассказал корреспонденту 47news Карполь.

Сергей Константинов в беседе с журналистом подтвердил, что 12-го числа вышел на работу. Правда, так и не смог уточнить, когда именно ему выдали доступ к электронной подписи — в день назначения на должность или позже.

Михаил Климов не отрицал, что заходил в офис и общался с Сергеем Константиновым насчёт дальнейшего сотрудничества, правда, не уточнил, пришли ли они к какому-то консенсусу.

Согласно данным сайта госзакупок, в тот же день в конкурсы были внесены изменения, а затем они и вовсе были отменены, инициатором их отмены стало Управление антимонопольной службы по Ленобласти.

Впрочем, от планов по строительству детсадов район откажется вряд ли, потому в ближайшее время конкурсы объявят вновь.

Корреспондент 47news дозвонился до Ильи Слицкого и предложил ему прокомментировать ситуацию во Всеволожском районе. Он довольно сдержанно ответил в том плане, что его компания работает только в правовом поле и "естественно заинтересована в участии во всех аукционах". Относительно общения с Александром Соболенко Слицкий ответил, что "самое близкое общение, которое между ними было — это перерезание ленточек", а Сергея Константинова он по этой же причине привести к нему не мог. "Насчёт взаимоотношений с Карполем у вас неверная информация. И вообще, со всем, что вы напишите, я буду не согласен", - предупредил он и повесил трубку.

А в понедельник, 23 декабря, всеволожская элита собралась на предновогоднем корпоративе в одном из местных новых армянских ресторанов. Ожидаемо отсутствовал Александр Соболенко. После пары тостов, обсуждения девушек-танцовщиц перешли к информации об утренней поножовщине.

Говорят, и.о. главы Всеволожской районной администрации Владимир Драчёв эмоционально вопросил более знающих:
- Да что ж это у нас такое творится?
Ему был дан лаконичный ответ:
- А что ты хотел, Володя?

Многие уже с ироничной апатией относятся к продолжающимся новостям. Тем же, кому не безразлично, любопытно будет узнать, о мелочи, рассказанной нам в полицейском главке. Злоумышленник, напавший на Климова, очевидно, ждал жертву в подъезде несколько часов. И успел выкурить на общем балконе девять сигарет Camel.

Это мы к тому, что если верить всем нашим респондентам, никто ничего не знает. А это хоть какая-то информация для размышления.

Юлия Гильмшина,
47news