Жители Красного Бора Тосненского района Ленобласти перестали видеть под окнами сотни грузовиков с мусором. Правительственный комитет грозит организаторам мучений в полтора года штрафом в треть миллиарда. Несмотря на heppy end, никто так и не понял, откуда самосвалы брали отходы. Версии разнятся, а 47News предлагает свою – метрополитеновскую.

Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области 18 ноября получил результаты экспертизы участка пограничного с Красноборским городским поселением площадью более 41 000 кв.м. На эту территорию в течении полутора лет свозились строительные отходы, перемешанные с грунтом. Сейчас, на месте бывшего подлеска свалка. Вывод специалистов компании, проводившей исследование, чиновники озвучили цифрой и намерением: "Ландшафту причинен урон в размере более 270 000 0000 рублей. Будем добиваться устранения причиненного ущерба либо взыскания средств с компании, которая это натворила", - заявил 47News председатель комитета Михаил Козьминых.

Естественно, решительные действия приветствуются местными жителями, но на главный вопрос - откуда брался грунт с мусором в необычайных количествах, за полтора года не смогли ответить ни чиновники, ни прокуроры, ни местные жители. Хотя версии были. 47News выдвинул свою. В вульгарном изложении она звучит так: "Город засоряет область".

СФАГНОВАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Май 2012 года для жителей Красного Бора начался с новых впечатлений. Граждане стали замечать, что мир неуловимым меняется. Возможно, на эти мысли их натолкнули вереницы "Камазов", снующих по улицам. И то, что те были под завязку набиты мусором. Вполне вероятно, что и растущая на глазах свалка грунта площадью в 40 000 квадратных метров около жилых домов по улице 1-я Красная дорога как-то повлияла на мироощущение красноборцев.

Заинтригованным гражданам через некоторое время стало известно, что причиной мусорно-грузовой активности стала подпись жителя Красного Бора Михаила Семикова, который до недавнего времени занимал должность главы администрации поселения. В мае 2012 года чиновник заключил безвозмездный договор на проведение работ по рекультивации земельного участка общей площадью более 40 тысяч кв. м. с неким "ООО". Именно в границах этой территории в июне того же года начали ежедневно разгружать строительный мусор и грунт многочисленные гости на грузовиках. Смутило граждан многое. Но в особенности то, что эту территорию необходимо срочно рекультивировать. Как сказал бы специалист, на указанном участке "типичный растительный покров – сосновые долгомошные и сфагновые заболоченные леса". Местные жители говорили проще: "Болотце и подлесок. Мы раньше сюда по грибы ходили".

События шли волнообразно. Жители возмущались, прокуратура реагировала, проводились проверки, назначалась экспертиза, красноборцы перекрывали грузовикам дорогу, ОМОН им помогал, ГИБДД поддерживал, а комитет по природопользованию Ленинградской области высылал разведчиков для ловли с поличным. Уместно было бы сравнение происходившего с игрой в кошки-мышки: во время активности жителей грузовиков было не видно. Но как только страсти утихали, большегрузы появлялись вновь. Неизменными оставались две вещи: течение времени (последние события происходили в сентябре нынешнего года) и спокойствие главы администрации Михаила Семикова.

В один из промежуточных итогов вердикт прокуратуры звучал так: "...на территорию под видом выравнивания грунта завозился и продолжает завозиться грунт, перемешанный со строительным мусором".

СЛАВЯНСКИЙ МАГНИТ

С момента начала "регулярного сообщения" "Камазов" между Красным Бором и неизвестной точкой у местных жителей появлялись различные версии местонахождения столь щедрого источника грунта с мусором.

47News приводит две из них.

Первые полгода местные жители и чиновники из возмущенных были уверенны, что счастье отвалилось им от щедрот земельного участка в посёлке Шушары, оформленного под жилую застройку. Речь вели о масштабном проекте - новом жилом массиве "Славянка". Застройщик - компания "Балтросс", заверяла тогда, что отходы с этой стройки вывозятся в совершенно иные, нежели Красный Бор, места. После проверки этой теории, она не была отметена начисто, но уступила другой.

Согласно этой трактовке, грунт с мусором поступает красноборцам из деревни Ям Ижора Тосненского района. Вернее, со строительства складского логистического комплекса продуктовой сети "Магнит" на углу Московского шоссе и съезда к совхозу имени Тельмана. Эта версия находит косвенное подтверждение. Дело в том, что в процессе борьбы с грузовиками, ОМОНовцами был изловлен один из водителей, который указал направление на "Магнит". В данный момент, это свидетельство остается единственным. Но дело в том, что, во-первых, водитель был иностранцем, плохо говорящим на русском. Во вторых, судя по объемам грунта, которые за полтора года поступили в распоряжение Красного Бора, "Магнит" должен был построить как минимум центр управления, показанный в киноленте "Обитель зла".

СХЕМА М

47News взглянул на документы, находящиеся в открытом доступе, и смутился. Но поскольку в этой несколько загадочной истории происхождения грунта и мусора ничего нельзя утверждать определенно, редакция приводит факты и оставляет право делать выводы за читателем. В угоду обеспечения беспристрастного пазла из фактов 47News пожертвовал художественными подробностями и постарался представить информацию в виде последовательных и хронологических блоков.

Администрация Красноборского городского поселения в лице Михаила Семикова 25 мая 2012 года заключает договор с обществом ограниченной ответственности "Альда-3" в лице генерального директора Сергея Теряева. Соглашение, по сути, типовое. Но с редкой для наших дней особенностью - договор безвозмездный. Суть: "Альда-3" обязуется рекультивировать указанные участки, "нарушенные техногенной деятельностью". Рекультивация должна проводиться "путем заполнения грунтами 5 класса опасности". Администрация же обязуется предоставить участок и "оказать иное необходимое содействие".

Напомним, что в июне в Красный Бор начинают прибывать первые машины. Согласно договору между администрацией и ООО "Альдо-3", они должны быть нагружены строительным грунтом пятого класса опасности.

Согласно данным системы "СПАРК-Интерфакс", помимо гендиректора Сергея Теряева, являющегося совладельцем ООО "Альда-3" с долей в 34%, существует еще двое учредителей: Ольга Гловацкая и Вадим Писарев. У каждого по 33% общества. В качестве ремарки необходимо отметить, что так называемый "Индекс должной осмотрительности" у ООО "Альда-3" находится на отметке "Высокий риск", что означает для контрагентов высокую возможность неисполнения обязательств. Как мы рассказывали ранее, в случае с Красным Бором обязательства были выполнены с лихвой.

Сергей Теряев, помимо ООО "Альда-3", участвует в качестве совладельца еще в шести компаниях с различными формами собственности. Практически у всех уставной капитал равен 10 000 рублям. Одна из таких компаний - ООО "Невские карьеры", зарегистрированное в городе Кировске Ленинградской области.

Согласно сайту госзакупок, третьего апреля 2012 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербург заключает контракт с ООО "Невские карьеры" на сумму 7 188 000 рублей. Его предмет в чиновничьем изложении выглядит витиевато, но подробно - "использование отходов строительного производства 5 класса опасности от сооружения выработок метрополитена при строительстве Фрунзенского радиуса метрополитена от станции "Садовая" "Площадь Мира-II" до станции "Международная", с участком переключения от станции "Достоевская" до станции "Спасская" "Площадь Мира-II". Отдельно отмечается, что грунт и мусор должны использоваться исключительно для "рекультивации нарушенных земель. Срок окончания контракта — 20 декабря 2013 года.

Напомним, что несмотря на ожесточенное сопротивление жителей, вмешательство прокуратуры и правоохранительных органов, ввоз на территорию санкционированной администрацией свалки в Красном Бору продолжался до последнего времени.

Необходимо добавить, что условия конкурса накладывали на исполнителя условия вывозить грунты не далее чем за 40 км. от стройки. Красный Бор располагается в 37,9 км. от станции метро Садовая в Санкт-Петербурге.

Объем работ, которые должен выполнить ООО "Невские карьеры", составляет 61 000 кубометров. Эксперты, работавшие над оценкой ущерба в Красном Бору, оценили объем строительного мусора и грунта, попавшего на участок в размере не менее 45 000 кубометров.

Еще одно требование конкурса: возможность приема отходов в бесперебойном режиме круглогодично и круглосуточно. Как было вышесказанно, грузовики в Красный Бор пребывали полтора года и в любое время.

Также оговаривается, что обязательно наличие источника электроснабжения на объекте мощностью не менее 50 кВт. Когда выездная комиссия чиновников из районной администрации в сентябре 2013 года прибыла на место свалки с инспекцией, отдельного внимания удостоился тот факт, что от столба с электролиниями проведен не зафиксированный ни в каких документах провод, ведущий к одинокому вагончику посреди свалки.

Сайт госзакупок рассказывает, что за выполненные работы ООО "Невские карьеры" в конце 2012 года уже получил 4,8 миллиона рублей.

ЧУЖИЕ ДЕЛА

Председатель природоохранного комитета Ленинградской области Михаил Козьминых так прокомментировал действия по пресечению вышеописанного: "Мы хотим создать прецедент. Предложим компании либо устранить нарушения, либо будем поэтапно добиваться возмещения ущерба и потом экстраполируем этот опыт на всю область".

На вопрос 47News, не несут ли солидарную ответственность обе стороны договора, Козьминых ответил тактично: "В любом случае надо решать такие вопросы. Безнаказанно это оставлять нельзя". По сведениям 47News, доходная часть бюджета Красного Бора на 2014 год составляет 31 миллион рублей. А компании ООО "Альдо-3" буквально недавно, 6 ноября, выставлен иск в арбитражном суде на 2 500 000 рублей. Это без учета иска июньского, на 800 000 рублей. Мысль о том, что "мавр сделал свое дело, мавр может обанкротиться", поспешна, но вероятна.

Генеральный директор ООО "Невские карьеры" Алексей Пронь, в разговоре с 47News выразил несвойственную для руклвлдителя неосведомленность: "Я вообще не знаю, чем там "Невские карьеры" занимаются, живу в Выборге". И спросил: "А что случилось?".

В пресс-службе "Метростроя" 47News заверили, что его подрядчики вывозят мусор и грунты на специализированные полигоны: "У нас строгий учет. Все по путевкам. Это просто невозможно".

47News пытался дозвониться до бывшего главы администрации Красного Бора Михаила Семикова. Но есть вещи, которые, по всей видимости, незыблемы. Семиков вновь не ответил.

Совладелец ООО "Альда-3" подтвердил, что он таковым является, но наотрез отказался говорить о каких-либо связях с компанией ООО "Невские карьеры". На прощание корреспонденту напомнили, что "в чужие дела лезть не хорошо".

P.S.

Эксперты, которые оценивали ущерб, нанесенный "рекультивацией", инициированной администрацией Красного Бора, в конце объемного отчета указали: "Рассматриваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов". И порекомендовали: "Для повышения качества окружающей среды на рассматриваемой территории рекомендуется произвести рекультивацию данных земель".

Виктор Смирнов, 47News