В отношении руководства компании "Империал-Эко", завозившей грунт на полигон, возбуждено уголовное дело, в отношении полковника, заключившего с ними договор – административное. Таков результат совместного расследования муниципальных властей посёлка Виллози Ломоносовского района и журналистов 47News. После долгого молчания прокуратура указывает на высокую опасность земли и требует возместить ущерб почти в 2 миллиона рублей.

В четверг, 31 октября, в Ломоносовском районном суде состоится заседание по делу о порче земли компанией "Империал-Эко". Руководству фирмы грозит до двух лет исправительных работ и двухмиллионный штраф.

В ноябре 2012 года 47News рассказывал о ситуации в посёлке Виллози Ломоносовского района Ленинградской области. Тогда мы выяснили, что здоровье как минимум четырёх тысяч человек, проживающих в деревне Малое Карлино, находится под угрозой.

Миллионный мусор

Дело в том, что неподалёку от поселения находится воинская часть. Руководство, а именно командир войсковой части 14108, полковник Александр Яковченко, решил заняться рекультивацией известкового карьера площадью 44,2 Га, который располагается на землях Министерства обороны и был заброшен ещё в 60-х годах прошлого века.

Как выяснило наше издание, между Яковченко и компанией "Империал-Эко" был заключён договор о рекультивации и инженерной подготовке этого земельного участка. Нас смутили пункты 4 и 5 технического задания, в котором говорилось об особом способе рекультивации земли: фирма должна была заняться "отсыпкой участка строительными отходами" (грунт, бой бетона и кирпича, отходы песка и щебня) и "устройством технологических дорог".  

Местные власти, в частности, руководство Виллозского муниципального образования, рядом с границами которого располагается карьер, забили тревогу. Председатель совета депутатов Виктор Иванов в беседе с 47News предположил, что, скорей всего, под предлогом рекультивации военные занимаются складированием отходов. Фактически, с учётом того, что на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится не слишком много лицензированных полигонов для складирования отходов, карьер могли использовать в качестве полигона.

"В устных беседах они рассказывали, что должны завести на этот карьер 1,5 миллиона кубов грунта и строительного мусора. Говорили, что для заполнения карьера нужно 4 года, ведь для такого объёма нужно пригнать 18,5 тысяч грузовиков", - пояснял Иванов.

Теневая свалка

Надо сказать, незаконная утилизация отходов является для Ленобласти прибыльным бизнесом. По данным открытых источников, официальные полигоны предоставляют услуги захоронения отходов V классов опасности (наименее опасные — прим.ред.) примерно по 250-300 рублей за 1 куб. То есть любая фирма, которой нужно захоронить 1,5 млн кубов строительного мусора, должна выложить за это 390 млн рублей. К примеру, согласно тарифам "Завода по механизированной переработке бытовых отходов-2", захоронение одного кубометра твёрдых бытовых отходов на лицензированном полигоне стоит около 280 рублей.

Если у физического или юридического лица нет желания заниматься утилизацией самостоятельно, можно также обратиться в частную компанию, которая вывезет мусор, правда, дороже. Так, корреспондент 47News под предлогом необходимости вывезти мусор обратился в петербургскую компанию "ЭкоАвтоСервис". Оператор рассказал, что есть два пути вывоза — официальный и неофициальный. В первом случае за один кубометр придётся заплатить порядка 480 рублей. Один КамАЗ вмещает в себя 27 кубометров, итого мусор в нём обойдётся в 13 тысяч рублей, из которых 5 тысяч рублей пойдут "на талончик" на лицензированном полигоне. Во втором случае услуга оформляется как "транспорт", "талончик" покупается с рук и стоимость его 1,5 тысячи рублей.

Однако без официальной лицензии стоимость услуг снижается примерно до 50 рублей за 1 кубометр. Организация незаконных полигонов является широко распространённым бизнесом за счёт сниженных тарифов. Такие свалки сконцентрированы возле границ Петербурга, всего же в Ленобласти за год выявлено 1257 незаконных свалок. К примеру, речь идёт о свалках вблизи посёлка Свердлова-2 Всеволожского района, возле деревни Самарка Всеволожского района, возле деревни Мяглово Всеволожского района, возле посёлка Колтуши Всеволожского района, возле деревни Заневка Всеволожского района.

Одни из самых крупных незаконных свалок расположены вблизи железнодорожной станции "Мга-5" Кировского района и на Челябинской улице во Всеволожске. Каждый полигон принимает примерно по 300 тысяч кубометров мусора в год.

Тарифы на стоимость услуг нелицензированных полигонов могут стать поводом для размышления правоохранительных органов, даже несмотря на то, что договор между военными и "Империал-Эко" является безвозмездным.

Высший класс

Впрочем, если бы дело было только в незаконном бизнесе как таковом, муниципалы вряд ли бы выражали чрезмерные опасения по этому поводу. Виктор Иванов предполагал, что на карьер привозились не просто строительные отходы, а те, что можно отнести к "высокому классу опасности".

"На все требования объяснить, откуда завозятся грунт и отходы, военные лишь хамили мне. Я полагаю, что этот грунт может быть реально опасен. Мы не можем рисковать здоровьем людей. Рядом с воинской частью, на расстоянии в 2 километра, располагается деревня Малое Карлино с населением 4 тысячи человек. Что будет, если пойдёт сильный дождь, земли размоет, и ядовитые вещества попадут в водоём, который питает деревню?" - задавался вопросом Иванов.

В том случае, если догадка Иванова верна, прибыль от такой "утилизации" могла быть гораздо больше. Так, согласно расценкам Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного предприятия "Экострой", захоронение одного куба отходов первого класса опасности стоит уже около 36 тысяч рублей, второго класса опасности — 9 тысяч рублей. Если взять в пример приведённые выше расчёты, то речь могла идти о суммах в 13,5-54 миллиардов рублей.

Руководство посёлка неоднократно обращалось в контролирующие инстанции и в правоохранительные органы Ленобласти с просьбой разобраться в ситуации. Но в ответ приходили лишь стандартные отписки с формальными словами о том, что вопрос будет рассмотрен.
Только после публикаций в средствах массовой информации проблема стала достоянием широкой общественности. К делу подключились экологические организации, в частности, "Зелёный патруль", которые вместе с журналистами требовали детального расследования. И тогда контролирующие инстанции стали проводить обследование территории.

Фтористая почва

На место выехали специалисты Россельхознадзора Ленинградской межобластной ветеринарной лаборатории, которые взяли для исследования пробы грунтов в карьере. Они заявили, что почва, использующаяся для рекультивации карьера, относится к категории высокоопасных.

В пробах, взятых экспертами, обнаружено повышенное содержание подвижного фосфора и фтор — в концентрациях в 3,5 раз выше предельно допустимых (9,95 мг/кг при предельно допустимой концентрации — не более 2,8 мг/кг). "Использовать эту почву в целях повышения плодородия и для сельского хозяйства не рекомендуется", - говорится в заключении, с которым можно ознакомиться здесь.

0Aj95FqvHWVM0EjBY2GY.pdf 0Aj95FqvHWVM0EjBY2GY.pdf
(Скачать файл)

niTuy6waQuXiQSmkTStr.pdf niTuy6waQuXiQSmkTStr.pdf
(Скачать файл)

Результаты нам прокомментировали специалисты кафедры почвоведения Санкт-Петербургского государственного университета. Там пояснили, что загрязнение фтором свидетельствует о том, что, по всей вероятности, грунты вывозились с территории какого-либо химического производства, по всей видимости — производства пластиков. И осторожно добавили, что использование таких почв для рекультивации карьеров или складирования на полигонах ТБО едва ли безопасно.

В петербургском отделении "Гринпис Россия" сообщили, что размещение загрязненных фтором грунтов поблизости от населенных пунктов опасно, в первую очередь, тем, что неизбежно будут загрязнены источники питьевой воды. Последствия для местных жителей могут быть довольно печальными — хроническое отравление соединениями фтора вызывает заболевание флюороз, приводящие к деградации костных и атрофии мышечных тканей. На заключительной стадии болезни происходит обызвествление (окостенение) связок и поражается позвоночник.

Вплоть до Путина

Правда, в компании "Империал Эко" настаивали на том, что грунт, который они завозили в карьер, безопасен. Представители фирмы несколько раз связывались с автором статей и пытались доказать, что журналистские подозрения не имеют под собой оснований. Более того, руководство "Империал-Эко" заявляло, что на фирму идёт давление со сторону виллозских чиновников, которые якобы пытаются перевести земли Министерства обороны в границы поселения, а затем продать. Жалоба за подписью гендиректора "Империал-Эко" Дмитрия Косули была направлена даже президенту Владимиру Путину.  

По данным "Империал-Эко", грунт был вывезен с территории строительства "Конгрессно-выставочного центра" в петербургском посёлке Шушары.

В доказательство были предъявлены результаты экспертизы, выполненной Испытательной лабораторией торфа продуктов его переработки ОАО ВНИИТИ. Из данных этого исследования, очевидно, что содержание фосфора и соединений азота полностью соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормативам и, следовательно, почву можно использовать для сельского хозяйства.

Также был предъявлен акт "проведения радиационного обследования земельного участка воинской части", в котором говорится, что "мощности доз радиоактивного излучения не превышает естественного природного значения".

Правда, проб на тяжелые металлы и соединения фтора эти эксперты не брали.

"Ничего удивительного, - пояснил расхождение в выводах экспертов специалист петербургского отделения "Гринпис Россия" Дмитрий Артамонов. - Все исследования всегда проводятся по определённому набору показателей, поэтому если пробы на фтор не выполняли специально, то и обнаружить загрязнения его соединениями не могли".

Вызывали сомнения и законность использования строительных отходов для рекультивации карьера. Согласно действующим нормативам, эти отходы относятся к IV-V классам опасности. По закону, их можно размещать на лицензированных полигонах ТБО, в отдельных случаях — отправлять на переработку (щебень, кирпич) или использовать для строительства дорог. Причём для IV класса необходимо составить паспорт отходов, V класс в паспортизации не нуждается, но при размещении отходов этой категории необходимо получать подтверждение их экологической безопасности. Однако о том, что такая сертификация проводилась, никому из представителей местных властей неизвестно.

Ущерб на два миллиона

Только спустя почти полгода муниципальным чиновникам удалось доказать, что они не зря начали бить тревогу.

Весной 2013 года прокурорский участок Санкт-Петербурга военной прокуратуры Краснознамённого гарнизона заявил о том, что доводы о противоправной деятельности на карьере нашли своё подтверждение.
Военные прокуроры установили, что полковник Яковченко заключил договор о рекультивации земельного участка, не имея на то полномочий.

"В адрес вышестоящего командования внесено представление об устранении нарушений закона, командир войсковой части 14108 привлечён к строгой дисциплинарной ответственности", - говорится в официальном заявлении заместителя военного прокурора Краснознамённого гарнизона А. Пантюхина, которое есть в распоряжении 47News. После выяснения обстоятельств договор был расторгнут как незаконный, все работы были прекращены.

Кроме того, военная прокуратура выяснила, что Яковченко скрыл экологическую информацию. По этому поводу в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении.

Помимо всего выше сказанного, военная прокуратура выяснила, что "Империал-Эко" при начале работ не уточнило, в каких границах располагается войсковая часть. В результате фирма провела работы по устройству технической дороги на землях совхоза "Можайское". "Империал-Эко", согласно данным военной прокуратуры, выгрузило на землях совхоза грунт объёмом 2030 кубометров. Из-за самовольного перекрытия поверхности почв на землях площадью 2358 квадратных метров причинён вред окружающей среде.

Летом 2013 года прокуратура Ломоносовского района Ленобласти заявила, что провела проверку соблюдения земельного законодательства в деятельности "Империал-Эко". В надзорном ведомстве признали достоверными заключения специалистов, которые говорят о том, что в ввозимом грунте обнаружено превышение содержания предельно-допустимой концентрации фтора, ему присвоена категория "высокоопасная".

По мнению прокуратуры Ленобласти, в результате этого почвам как объекту охраны окружающей среды был причинён ущерб более 1 миллиона 760 тысяч рублей. В отношении руководства фирмы было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного части 1 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации (порча земли). Максимальное наказание по этой статье предусматривает исправительные работы сроком до двух лет, также в виде наказания предусмотрено лишение права занимать определённые должности на срок до трёх лет.

Кроме того, прокуратурой направлено исковое заявление в суд о взыскании с "Империал-Эко" суммы ущерба, причинённого окружающей среде. Речь идёт о тех же 1 миллионе 760 тысячах рублей.

Судебные разбирательства скорей всего продлятся в течение всей осени. В случае, если суд признает руководство компании, завозившей грунт, виновной, жители Малого Карлино получат сигнал – им нужно будет всерьёз задуматься о своём здоровье.

Виктор Иванов пообещал корреспонденту 47News в ближайшее время поставить перед специалистами вопрос о проведении новых исследований грунта. Тогда станет ясно, насколько серьёзен был нанесённый ущерб. Возможно, сумма взыскания вырастет в несколько десятков раз.

Корреспондент 47News дозвонился до командира войсковой части Александра Яковченко и задал ему несколько вопросов по поводу опасности мусора, завезённого в карьер. Также был вопрос относительно того, как в наше капиталистическое время могут заключаться договора на оказание услуг на безвозмездной основе. Александр Владимирович в ответ заявил, что "комментариев в газету давать не будет".

P.S. Расследование осуществлено при финансовой поддержке датской и шведской ассоциации журналистов.

Юлия Гильмшина,
47News