В ближайшее время пробки на границах России и Финляндии рискуют существенно осложнить жизнь не только рядовым туристам, но и подорвать экономику всего региона. Причина – в изменениях условий применения Конвенции МДП (международных дорожных перевозок), которые принимает Федеральная таможенная служба России.

Как стало известно 47News, новые правила фактически упраздняют книжки МДП и любые гарантии по ним. Теперь все международные перевозчики будут обязаны предоставлять в российские таможенные органы иные гарантии об уплате таможенных платежей.  Меры по выходу из сложившейся ситуации обсудили в среду, 16 октября, на чрезвычайном собрании членов региональных советов АСМАП и членов Правления Ассоциации.

В заседании приняли участие президент АСМАП Евгений Москвичев, руководитель департамента МДП Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) Марек Ретельски, руководитель департамента МДП АСМАП Михаил Савин, первый заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Госдумы РФ Вячеслав Лысаков, представители профильных комитетов и депутаты Государственной Думы РФ, члены АСМАП, а также представитель ФТС.

Книжки МДП долгое время позволяли существенно экономить время прохождения таможенных процедур и везти грузы без доплат в России и на иностранных территориях. Кроме этого, всю ответственность, в случае непредвиденных ситуаций, в соответствии с правилами Конвенции МДП, несла организация, а не водитель. Сейчас стоимость одной книжки составляет 1980 рублей. Их отмена обяжет российских и иностранных перевозчиков каждый раз, при пересечении границы любого государства из пунктов следования, оплачивать эти расходы. При этом время доставки грузов увеличится на 30-40%.

Кроме коллапса на границе, отмена книжек МДП будет означать несоблюдение условий международного соглашения с пограничными странами и может послужить причиной дипломатического конфликта и ответных экономических мер к нашей стране.

Среди главных претензий к АСМАП со стороны ФТС якобы существующая задолженность в размере 20 миллиардов рублей, возросшее количество нарушений по процедуре МДП, а также якобы несоответствие соглашения с Ассоциацией текущему законодательству Таможенного Союза. Все эти тезисы Марек Ретельски признал необоснованными, отметив, что никаких долгов у АСМАП не существует, а все претензии по прошлым задолженностями были урегулированы соответствующими соглашениями компетентных органов. При этом руководитель МСАТ отметил, что сейчас на территории России осуществляется 50% всех перевозок МДП, а это 1,5 миллиона операций. В течение 10 лет эта система эффективно работала именно благодаря деятельности АСМАП. Ретельски добавил, что неправомерные действия ФТС также осуждают не только в МСАТ, но в Европейском Союзе и ООН.

АСМАП пытался выстроить с ФТС конструктивный диалог. Михаил Савин подвел единственный реальный итог этих встреч, назвав его "обменом информации". В сложившейся ситуации Ассоциация решила добиться справедливого решения в Суде. В ответ на иск АСМАП Высший Арбитражный суд РФ 14 октября 2013 года  вынес постановление о признании решения ФТС недействительными.

Несмотря на это, Таможенная служба уже направила новые письма об отмене книжек  МДП с 1 декабря 2013 года в органы исполнительной власти Сибирского, Дальневосточного и Приволжского федеральных округов. Со своей стороны АСМАП уже направил обращение к Президенту РФ Владимиру Путину. Срок ответа – 25 ноября 2013 года. Аналогичное письмо было направлено и от МСАТ. Ранее предложения разобраться в ситуации АСМАП направил председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, в МИД РФ и Министерство транспорта РФ.

Намерение ФТС о расторжении соглашение с АСМАП президент Ассоциации Евгений Москвичев назвал "попыткой рейдерского захвата". По его мнению, "серые схемы", применяемые Таможенной службой, а также неверные цифры, предоставляемые главе ФТС Андрею Бельянинову, ведут к тому, что конвенция МДП перестанет работать на территории РФ. Несмотря на это, судебное решение доказывает, что претензий к АСМАП нет. Вся деятельность Ассоциации ведется абсолютно открыто, именно поэтому к многочисленным проверкам со стороны различных контрольных иналоговых ведомств,  Генеральной Прокуратуры относятся положительно, ведь АСМАПУ скрывать нечего.

По мнению Москвичева, главные потери, в случае отмены книжек МДП, будут ждать, в первую очередь Россию, которая потеряет 15% перевозок, что составит до 28 миллиардов рублей в год. В связи с этим президент АСМАП выступил с просьбой ко всем присутствующим обратиться к губернаторам и руководителям региональных субъектов власти с просьбой содействовать в решении данной проблемы. АСМАП выступает за цивилизованный подход и ратует за принятие нового соглашение с ФТС, соответствующего условиям международной конвенции МДП.