В Усть-Луге вторую неделю действует запрет на заправку танкеров в акватории порта. Амбициозный проект несёт репутационные издержки, компании теряют деньги, суда меняют свой курс. Инициатор запрета - Центральная энергетическая таможня — хранит молчание. И даже Игорь Сечин вынужден решать эти вопросы в ручном режиме.
Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) 22 августа разослала во все филиалы телетайпограмму за подписью начальника ведомства Павла Стрельникова. В которой указывала, что для обеспечения единообразия применения таможенного законодательства и упорядочения действий должностных лиц при проведении таможенного контроля, отныне бункеровка (заправка топливом) должна производиться исключительно у причальных стенок портов. Но ни в коем случае не "на рейде" (в море, в относительном удалении от берега). А в случае отсутствия специализированного терминала для дозаправки, необходимо использовать так называемый метод "второго борта", при котором заправляемое судно швартуется к заправщику, стоящему у причальной стенки.
Бортовая реакция
Это распоряжение вызвало резко негативную реакцию участников рынка. Дело в том, что не все порты, согласно своей технологической схеме, обладают оборудованием для заправки "от стенки". Также во многих портах напрямую запрещена дозаправка "вторым бортом" в связи с особенностями акватории и, как следствие, нормами безопасности. Например, такие ограничения действуют в порту Усть-Луга и Мурманском морском порту. Там запрещена заправка "вторым бортом", поскольку акватория порта открытая и волна может нарушить целостность топливозаправочной связки, что чревато разливом мазута.
Реакция таможни
Помимо технологических особенностей присутствует и финансовый фактор. Компании, работающие на рынке, связывают запретительные меры с желанием контролировать процесс заправки и, как следствие, с возможностью взимать с судовладельцев экспортную пошлину. Дело в том, что при бункеровке на рейде судно является транзитным, и подпадает под международное правило о беспошлинном пополнении запасов, включая топливо. А при заходе в порт и швартовке вынуждено платить экспортную пошлину. Но, как отмечают эксперты, в таком случае, цены становятся неконкурентоспособными по сравнению с ближайшими портами, которые придерживаются мировой практики о беспошлинной заправке на рейде.
По данным 47News, в порту Усть-Луга ежегодный объем бункерования составляет около полумиллиона тонн различных видов топлива. На данный момент цена за одну тонну колеблется в районе 500 долларов. Соответственно, оборот по операциям бункеровки в порту составляет четверть миллиарда долларов ежегодно.
По мнению участников рынка, энергетическая таможня, посредством пошлины с каждой тонны в размере 240 долларов, хочет изымать около половины этих средств. А также апеллирует к тому, что компании могут бесконтрольно переливать топливо и сбывать его в других портах.
Но, по мнению игроков на этом рынке, ЦЭТ добьется только одного, - по причине неконкурентоспособности цены на топливо, либо отсутствия услуги как таковой, количество судозаходов в порт Усть-Луга значительно сократится.
Бункерная реакция
47News спросил у руководителей компаний, работающих в Усть-Лужском порту, о том, что им известно о текущей ситуации. Отметим, что некоторые генеральные директора брали на комментарий тайм-аут в два дня, другие ссылались на запрет публичных высказываний без санкции своих старших коллег из Москвы.
Не пожелавший называть себя топ-менеджер одной из крупнейших бункерных компаний, работающих в порту, рассказал 47News:
- Насколько я знаю, никаких решений пока не принято. Знаем только, что в Мурманском порту тоже ситуация напряжённая. Что касается критической точки не возврата к работе в Усть-Луге, то для нас это не будет критично, - мы работаем не только там. Но неприятно. Если за месяц ситуация не изменится, то потери в выручке составят около 20 миллионов долларов. Придется перебрасывать бункеровочные мощности в другие порты, а Усть-Лугу исключать. О том, кому это выгодно, собеседник указал на публикацию на "Фонтанке.ру", в которой говорится об одном из участников рынка - ЗАО "Транснефть-Сервис".
Другой руководитель бункеровочной фирмы сообщил 47News также на условиях анонимности:
- Это распоряжение явно пролоббированно. Есть компании, которые заинтересованы в определённом виде бункеровки. Какая-то работа по исправлению ситуации, видимо, ведётся. Это распоряжение вышло не просто так. А поскольку задеты интересы многих компаний, видимо, в скором времени стоит ждать реакции заинтересованных участников. Но пока эти движения никоим образом не отражены документарно, остается только ждать. От таможни нет никаких сигналов — например, круглого стола с участниками рынка. Усть-Луга несёт репутационные издержки. Во всём мире принято, что когда судно приходит в порт, оно получает весь комплекс сервисных услуг, тем более бункерных. Если судам придётся заходить для дозаправки в другие порты, логистика неизбежно усложниться и фрахт станет дороже.
Заодно он ответил на претензии таможни:
- Что касается предположения таможни о том, что заправка "у стенки" надежнее в плане контроля за объёмом топлива, то это полная ерунда. На танкерах стоит самое современное оборудование по учёту налива. Ни одна компания не будет заниматься такой мелочью, как перепродажа нескольких тысяч тонн мазута. Тем более менять ради этого маршрут судна.
Заместитель директора компании ООО "Лукойл Бункер" Кирилл Ширшов высказал следующее мнение:
- Мы не знаем, что происходит конкретно в данный момент. Видимо, ситуацию кто-то пролоббировал. Конечно, вследствие принятого энергетической таможней решения будут финансовые потери. Наша компания отгружает в Усть-Луге около 5 тысяч тонн топлива ежемесячно и ещё около 6 тысяч в Мурманском порту. Соответственно, потери могут составить примерно 5,5 миллионов долларов. Но не всё так трагично. Пока есть возможности бункеровки "вторым бортом", - в случае, если Кингисеппская таможня разрешает, поскольку не подчиняется энергетической таможне, расположенной в Выборге.
В заключение Ширшов подчеркнул, также сославшись на статью наших коллег на Фонтанке.
- Это решение пролоббированно одной компанией, и все прекрасно знают - какой.
Председатель совета директоров ООО "Невский мазут" Александр Соболев ответил так:
- Наша компания мало бункерует в Усть-Луге. Мы предпочитаем работать в Большом морском порту Санкт-Петербурга. Тем не менее, в случае остановки работы на месяц, наши потери в отгрузках составят около 3000 тонн.
В заключение Соболев резюмировал:
- Решение о запрете бункеровки считаю проявлением перегибов на местах. Этот запрет не имеет никаких логических обоснований и разработан конкретно под одного участника рынка.
Дмитрий Карпенко, директор ООО "Балтийская Бункерная Компания":
- Что сейчас происходит, кроме того, что за период действия запрета была разрешена одна единственная бункеровка одной компании, мы не знаем. Все пробуют подключаться к решению проблемы, но таможня молчит. Сейчас, когда приходят запросы от судовладельцев на бункеровку, нам приходится объяснять контрагентам о возможном срыве договоров. Ряд судов уже отказались от захода в Усть-Лугу - уходят в другие порты.
Карпенко также добавил:
- В принципе желание энергетической таможни понятно. Они хотят собирать пошлину на вывоз топлива. Но здесь необходимо помнить о том, что большинство судовладельцев очень трепетно реагируют на повышение цены судозахода. Если экономика не будет "биться", они просто изменят логистику и не будут заходить в Усть-Лугу, а уйдут, например в Роттердам. Там хоть и чуть дороже, но сервис и более простая логистика важнее. И напомнил:
- Во всем мире это нормальная практика, заходить в порт для пополнения запасов, в частности важнейшим из них - топливом.
Дмитрий Карпенко также сообщил, что в Усть-Луге компания бункерует порядка 3000 тон в месяц, соответственно потери компании в выручке могут составить 1,5 миллиона долларов.
Станислав Корнеев, директор ОАО "Балтийская Топливная Компания":
- Никаких изменений ситуации с 22 августа не произошло. Запрет по-прежнему в силе. Наша компания уже отказала трём судам в бункеровке. Через Усть-Лугу мы бункеруем около 2,5 тысяч тонн топлива в месяц. Сейчас процесс практически остановлен.
И отметил:
- Пошлина на техническое топливо не платится нигде в мире. И нигде не заставляют причаливать к "стенке". Навигационно намного проще и безопасней заправляться на рейде. В случае, если запрет не будет снят, российские компании окажутся в значительно более худшем положении, чем иностранные конкуренты. Не говоря уже об имидже порта как такового.
Единственная реакция
Как сообщали журналисты, одной компании решение неожиданно всё же принесло удачу. Это оказалось ЗАО "Транснефть-Сервис", работающее в Новороссийском и Приморском торговых портах, и способное заправлять суда от причалов. То есть, по сути, если распоряжение ЦЭТ не будет отменено, это предприятие лишится большей части конкурентов. Следовательно, большая часть судов из Усть-Луги начнёт заправляться в Приморске. Необходимо отметить, что цена топлива с причала в Приморске превышает Усть-Лужскую в среднем на 100 долларов за тонну.
47News попросил прокомментировать ситуацию директора ЗАО "Транснефть-Сервис" Сергея Киреева:
- Бункеровка на рейде используется многими компаниями для беспошлинного вывоза топлива. Условно транзитное судно может прибыть на рейд порта и запросить для пополнения судовых запасов две бутылки минералки. После этой операции судно становится участником международных перевозок. В этом случае оно, согласно главы 50 Таможенного кодекса Таможенного союза, не платит экспортную пошлину. Таким образом, государство теряет деньги. Согласно приказу Минтранса №247, всё это возможно в условиях, когда судно не идет к причалу, а остаётся на рейде. Поэтому действия энергетической таможни мне кажутся абсолютно логичными.
Киреев также добавил: "Я считаю, что шум вокруг этого распоряжения поднят компаниями, занятыми скупкой мазута на внутреннем рынке. Всё просто: мазут в России имеет три рынка сбыта — внутренний, который неуклонно падает в связи с переходом котельных на газ, бункеровка и экспорт. При экспорте приходится платить пошлину. А в случае с бункеровкой такие компании просто набивают себе карманы. И для них это решение, безусловно, неприятно".
На вопрос, имеет ли отношение возглавляемая им компания к лоббированию запрета на конкуренцию со стороны компаний "с рейда", Киреев не ответил.
Капитаны
47News поинтересовался мнением о ситуации у капитана "Большого порта Санкт-Петербург" Петра Паринова:
- В современном порту должны присутствовать все виды сервисов, иначе увеличивается фрахтовая стоимость. Это логичным образом отражается на стоимости грузов. Порт также поднимает цены и естественным образом становится менее привлекательным. Суда уходят к соседям.
В заключение редакция поинтересовалась мнением Центральной экономической таможни в Москве и в Северо-Западном энергетическом посту в Выборге.
В столичном ведомстве на вопросы редакции обещали ответить позднее. А в Выборге источник в филиале ведомства сообщил, что руководитель в отпуске. Но в курсе ситуации. Также собеседник рассказал, что таможня хотела, как лучше. А виноваты во всём операторы морских портов, в которых невозможна заправка "у стенки".
Как стало известно 47News, во время действия запрета на бункеровку, руководитель Центральной энергетической таможни единожды всё-таки пошёл на уступку и разрешил проведение бункеровки "на рейде" в акватории порта Усть-Луга. Благополучно заправился и продолжил путь танкер "Елка Аполлон". По информации 47News, этому способствовал звонок в ведомство от непосредственно курирующего топливную отрасль Игоря Сечина. Вернее, конечно, от подчинённого Сечина. Надо полагать, что необходимость решать столь незначительные вопросы в ручном режиме несколько огорчила одного из самых высокопоставленных чиновников страны.
P.S. Как стало известно 47News, представители бункерных компаний, сегодня, 2 сентября, обратились с письмом к руководителю Федеральной антимонопольной службы России Игорю Артемьеву. В нем они указывают на то, что ограничение бункеровки (заправки - Ред.) судов на рейдах без захода в порт нарушает нормы действующего законодательства. В частности, Федеральный закон о защите конкуренции.
Виктор Смирнов,
47News