С проблемой Волхонки, которая в последние годы периодически воспламеняется и разносит запахи, будет внезапно покончено. Помойку законсервируют, а затем рекультивируют. Точку в вопросе поставили не митинги, а чувство стыда областных чиновников. Опасения перед национальным лидером тоже были не лишние.

Журналисты обречены на новости о том, как горит свалка на Волхонском шоссе.

Сначала случается пожар, открытое пламя тушат дней пять, часто — с применением вертолётов. За это в эфирах и пресс-релизах в режиме нон-стоп отчитываются спасатели. Затем приходит черед экологов. Они проводят расследования и отчитываются. Чиновники проводят совещания и успокаивают народ, чем влезают в заочный спор с "зелёными".

Итогом становится пресс-конференция, организованная месяца через три после первого сообщения о пожаре, на которую приходят обе стороны. Свалка к тому времени начинает тлеть вместе с интересом к ней.

Проходит пару месяцев и сценарий повторяется.

И так - несколько раз в год.

ИЗ ФОРТОЧКИ

По другому смотрят на жизнь жители Ломоносовского района Ленобласти и Пушкинского района Петербурга. В период горения они не могут открыть форточки и дышать. Вонь давит на психику, а дым, обволакивающий Киевское шоссе — на глаза.

Люди взывают к здравому смыслу и требуют от чиновников прикрыть свалку. Сиюминутные решения об отмене лицензии у эксплуатирующей компании "Завод КПО" на приёмку бытовых отходов погоды вопрос с мёртвой точки не сдвигает. Вместо отходов IV и V классов опасности (строительные отходы — грунты для рекультивации — прим.ред.) на полигон по-прежнему свозят бытовые отходы вплоть до II класса опасности (лакокрасочные материалы и химикаты). Процесс становится бесконтрольным: вокруг свалки нет в достаточной степени ни заграждений, ни охраны.

На митингах жители ближайших посёлков произносят слова "яд", "болезни", "головные боли", "травят". Депутаты города пишут письма коллегам в область, профильные вице-губернаторы встречаются друг с другом, губернаторы тоже в курсе. Все действующие лица соглашаются с тем, что проблема наличествует, но упираются в непреодолимое объяснение: свалку, рассчитанную на приём более трёх миллионов кубометров отходов в год, никуда не денешь. Тем более с учётом масштаба: высота мусорной горы 40 метров, площадь свалки — 60 Га.

Так — последние лет пять.

ИЗ ИЛЛЮМИНАТОРА

Весна 2013 года привнесла в эту схему изменение. ЗАО "Завод КПО", занимающийся эксплуатацией полигона, в апреле этого года проиграл дело в арбитражном суде о расторжении договора аренды с администрацией Ломоносовского района. Вопрос упирался в не уплаченные 13 миллионов рублей долга за полгода аренды территории. В итоге суд решил, что с 30 июня "Завод КПО" не будет заниматься эксплуатацией полигона. Сейчас подана апелляция на это решение.

Помогла большая политика и случай. В первый день проведения "Петербургского международного экономического форума-2013" Волхонка загорелась. Международных и внутриэлитных выводов на уровне страны из этого факта сделано не было.

Зато администрация Ленинградской области сразу задумалась о будущем, сопоставив два других факта. В сентябре, как известно, в Санкт-Петербурге пройдёт международный форум стран большой двадцатки G20. Аэропорт Пулково находится на расстоянии 40 километров от Волхонки.

Как минимум двадцать самолётов с первыми лицами пролетит в аккурат над помойкой, которая горит не по расписанию. Может случиться эксцесс другого рода: вокруг свалки скапливается большое количество птиц, которые могут попасть в двигатели самолётов.

19 первых лиц будут иметь право ехидно ухмыльнуться, а национальный лидер Владимир Путин будет иметь право сделать эмоциональный звонок губернатору Ленобласти Александру Дрозденко.

У того вряд ли будет время объяснять, что "предыдущий эксплуататор является петербургской компанией" и "отходы сюда свозятся из Питера". Скорей всего, он про себя вспомнит фамилии ответственных — вице-губернатора по ЖКХ и ТЭК Юрия Пахомовского и председателя комитета по ЖКХ и транспорту Дмитрия Разумова. При самом неприятном раскладе выводы могут быть сделаны в отношении всех троих.

Любое размышление на эту тему выводит на мысль: надо что-то делать.

"Во время ПЭФа нам было стыдно. Мы не хотим продолжения. Можно опозориться один раз, можно два, но всему есть разумный предел. Это тоже самое, если ты ко мне пришли гости, а у меня мешки в коридоре. А приезжают к нам не простые гости, а дорогие. Когда самолёты с двадцатью первыми лицами государств пролетят над нами и увидят у себя под носом гадюшник, реально будет неудобно. Скажут, такая сильная страна, нефть, газ, а помойку причесать не может", - подтвердил в беседе с корреспондентом 47News Дмитрий Разумов.

ИЗ БУДУЩЕГО

В связи с этим было решено на время апелляционных споров отправить в качестве эксплуататора свалки на Волхонке "Управляющую компанию по обращению с отходами в Ленинградской области". В начале июля организация туда уже завезла бульдозеры и экскаваторы.

"Мы много раз взывали к совести "Завода КПО". Один раз, второй, третий их вызывали, а они нам ни петь, ни рисовать. Ни охраны не обеспечили, ни заборов. Потому мы приняли решение ввести "Управляющую компанию" в качестве эксплуататора на Волхонку, они обеспечили безопасности свалки. Мне даже немного неудобно перед компанией: заставляем делать не свою работу, которая им обходится в 300-400 тысяч рублей в месяц. Дополнительных денег никто ни нам, ни им не выделяет. Но мы в безвыходном положении", - пояснил Разумов.

После того, как суд вынесет окончательное решение по апелляции, будет проведен конкурс на проектирование работ по рекультивации свалки. По оценке Дмитрия Разумова, сам проект обойдётся бюджету примерно в 20 миллионов рублей.

После этого будет проведена, собственно, рекультивация свалки. Будет сделано инженерное сооружение для отвода метана и других газов, который образуется после разложения биохимический элементов, и из-за которых, собственно, и происходит возгорание. Также будет проложена гидроизоляция, чтобы дождевая вода выходила в обводные каналы, проведена очистка стоков. После этого мусор будет засыпан землёй, на ней будет высажена растительность. Произойдет это, по оценке Разумова, к концу 2014 года. Вместо свалки появится искусственная гора, за состоянием которой нужно будет следить порядка 50 лет.

По самым скромным подсчётам, рекультивация будет стоить порядка 2 миллиардов рублей. Впрочем, региональные власти надеются, что им не надо будет тратить своих средств в полном объёме, а с этим поможет федеральная казна, бизнесмены и иностранные фонды защиты природы.

На вопрос корреспондента 47News, почему впервые за долгие годы было принято быстрое волевое решение о подготовке работ к консервации и рекультивации свалки, Дмитрий Разумов ответил так: "сейчас уже нет выбора".

Юлия Гильмшина, 47News