Ленинградская область, замахиваясь на миллиарды инвестиций и приглашая к себе крупные компании, продолжает констатировать: подготовленных промышленных земель в регионе становится все меньше. Специалисты уже называют ситуацию с площадками критической. Единственный выход, который сейчас видит для себя правительство Ленобласти, — это вложение крупной суммы из бюджета на создание государственной промплощадки.

Каким образом региональные власти будут тратить народные деньги и что в итоге предложат предприятиям, узнавал корреспондент 47News.

Эксперты Центра стратегических разработок "Северо-Запад", готовившие для Ленобласти концепцию развитию до 2025 года, с сожалением отмечали, что возможности развития экономики на существующий инфраструктуре исчерпаны. По их данным, все, что могут предложить власти инвесторам до 2016 года, — около 300 гектаров. Причем в 2013 году пригодны к выходу на стройплощадку только 60-80 гектаров. Для сравнения, каждый год предприятия реально "поглощают" в регионе около 50 гектаров производственной недвижимости, и это без учета крупных стратегических проектов и ожидаемого роста спроса.

Еще в 2012 году вице-губернатор, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Дмитрий Ялов много говорил о создании региональной промышленной зоны. В начале этого года намерения вылились в конкретное заявление губернатора Александра Дрозденко: промплощадка с инфраструктурой расположится в Тосненском районе Для будущих налогоплательщиков 47 региона было выбрано порядка 100 гектаров перспективной земли.

Собственно, пока площадь мало чем напоминает промышленный парк. По данным комитета экономического развития, это участок пожухлого леса федерального значения, который примыкает к территории Тосно. С одной стороны, земля ограничена трассой Москва-Санкт-Петербург, проходящей через город, а с другой стороны - железнодорожной веткой того же направления. Выбор именно этого участка первый заместитель председателя комитета Максим Кисельников объясняет просто: близость к мегаполису, транспортная доступность, а также отсутствие документальных и инфраструктурных проблем.

"Земли около Петербурга много, достаточно интересных площадок, но проблема в том, что большинство земель находятся в частной собственности. Это, как правило, земли сельхозназначения. Но в наши планы абсолютно не входит выкуп под этот проект земли у частных собственников", - пояснил Кисельников.

На облагораживание территории и создание приемлемых условий в бюджете Ленобласти на этот год уже найдено 390 млн рублей. Столько же планируется потрать в 2014 году. В общей сложности промплощадка обойдется в 780 млн. По словам чиновников, как показывает опыт других регионов, это нормальная цена для таких проектов. Пока речь идет об инфраструктурном обеспечении — газоснабжении, электричестве в промышленных объемах, водоснабжении и канализации, подъездных дорогах. В дальнейшем будет рассматриваться вариант строительства готовых производственных площадей, если таковые потребуются. Некоторые компании готовы развивать свое производство, но запрашивают не просто землю со светом, газом и водой, а хотя бы "коробки" с ровным полом, теплыми стенами и надежной крышей.

Практика создания таких промышленных площадок за бюджетные деньги в России довольно распространена. "Есть регионы, где это носит уже серьезные масштабы. Калуга, например, подготовила таким образом порядка 800 гектаров. Там на таких участках расположены автозаводы, производители бытовой техники и другие компании", - поясняет Максим Кисельников.

Да и в Ленобласти раньше возникали мысли о подобном проекте. Только до реализации задумки правительство Валерия Сердюкова так и не дошло. По мнению нынешнего первого зампредседателя комитета экономического развития, вероятно, в то время ситуация с подготовленными промышленными площадками еще не стала критической. "Из общения с инвесторами, могу сказать, что у региона реально есть все, для того, чтобы "все флаги были в гости к нам". Но как только дело доходит до площадок, нам, к сожалению, практически нечего предложить потенциальным инвесторам".

Он приводит в пример крупную австрийскую машиностроительную компанию, с которой правительство региона не так давно вело серьезную работу. Несмотря на все возможные преференции, производитель в итоге ушел в Ульяновскую область. Регион потерял крупного инвестора только потому, что тут для него не нашлось соответствующей всем требованиям площадки.

Впрочем, именно с землей проблем в Ленобласти нет. В регионе существует десятки промышленных зон и территорий промышленного развития, в границах которых можно без проблем приобрести кусок на любой вкус. Однако, согласно анализу консалтинговой компании PETERLAND, в основной массе предложений (66%) эти участки являются слабо разработанными либо вовсе нетронутыми полями. В лучшем случае, у них есть возможности присоединения к электрическим сетям и водопроводу, в худшем — нет ничего. Большинство таких крупных земельных участков (от 10 и более гектар) в Ленобласти —  земли сельскохозяйственного назначения, позиционируемые, впрочем, как земли для промышленного использования. По мнению Кисельникова, инвесторы очень осторожно подходят к размещению своих производств на этих площадках.

Кроме того, как объясняют чиновники, у частников цена на недвижимость реально зашкаливает. На границе с Петербургом гектар промышленной земли со всеми коммуникациями можно купить примерно за миллион евро, что порой неподъемно для начинающих предприятий, желающих потом эти деньги каким-то образом отбить. По словам Кисельникова, в создаваемой региональной зоне цена за землю хоть и не будет отличаться в разы, но окажется существенно ниже нынешних рыночных предложений.

Еще в начале января губернатор Дрозденко предупредил, что быстрой окупаемости проекта ждать не стоит, и реализуется он не для прибыли, а в первую очередь для привлечения инвесторов и создания новых рабочих мест. В то же время, несмотря на неясность сроков окупаемости, власти уже задумываются об аналогичных промзонах в Волховском и Волосовском районах.

Довести участок в Тосненском районе до состояния "приходи и работай" правительство намерено в конце 2014 года. Но уже к концу этого года планируется приступить к заключению договоров на продажу. Определенную специализацию промзоне придавать не будут: автокомпонентщики, конечно, в приоритете, но двери открыты и для других производителей, уверяют в областной администрации. И хотя пока компании, готовые купить эту землю, не афишируются, заинтересованность крупного холдинга Grupo Antolin уже внушает надежду на успех. Быть может, после появления якорного инвестора оставшиеся участки разлетятся, как пирожки, и деньги казны не окажутся потраченными зря.

Мария Бочко, 47News