Тренд сегодняшнего времени - здоровое питание. Проводником его во многих странах выступают фермеры, выращивающие экологически чистые продукты. В Ленинградской области сейчас зарегистрировано 6 тыс. фермерских хозяйств. Однако на торговых прилавках их продукцию днём с огнём не сыщешь. Что мешает появлению в широкой продаже товаров, выращенных в небольших фермерских хозяйствах области, выяснял корреспондент 47News.

ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ВИД

Вообще-то в нынешних супермаркетах, где, кажется, можно найти всё, проблема дефицита стоит довольно остро. Речь идёт о здоровой пище. Даже самый капризный гурман вынужден приносить домой помидоры или цыплят, выращенных по "ускоренным технологиям". А что делать? Выбор отсутствует. Нишу экотоваров то и дело заполняют белорусские, финские продукты, но всё равно остаётся стойкое ощущение, что эта ниша пуста.

Фермеры в нашей стране всегда был видом редким и экзотическим. Свободно и громко о них заговорили лишь в 1990-м (издали отдельный закон, показали фильм "Архангельский мужик", сказали - "Дерзайте!"). Но последующие экономические неурядицы так и не дали встать во весь рост этим продолжателям благородных крестьянских традиций. Сегодня действует сразу несколько программ по поддержке фермерства, им предоставляется 30 видов субсидий. Однако, и это не добавляет очков труженикам-предпринимателям: мы их не видим, и их продукцию не едим.

"В области официально зарегистрировано около 6 тысяч фермеров, - рассказала 47News начальник отдела прогноза экономического мониторинга Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу областного правительства Елена Мельникова. - Реально из них работает процентов 14, то есть не больше тысячи хозяйств, остальные сдулись. Почему? Ну, во-первых, это очень трудно - вести фермерскую деятельность: люди начинают, а потом бросают, не справившись с текущими трудностями. Во-вторых, мы всё-таки живём не в Черноземье, Ленинградская земля не самая плодородная. В третьих, быть фермером - это всё-таки одно, а предпринимателем - совсем другое: важно не только хорошо выращивать картошку или телят, но и уметь их продать. Многие прогорают именно на этом".

По словам Мельниковой, ключевая проблема здесь всё-таки рынки сбыта. С остальными трудностями можно справиться, было бы желание. А вот выйти на покупателя, а потом ещё и выстоять в конкуренции с сетевыми компаниями - действительно сложно. Одно из решений проблемы, как утверждает чиновница, это создание кооперативов. То есть, не одинокое блуждание фермера в этом жестоком мире, а работа сообща с единомышленниками и профессиональными менеджерами.

СТЕНА НЕПОНИМАНИЯ

Как уверяют сами фермеры, определяющий характер, действительно, имеет проблема сбыта. Специфика её в Ленобласти и в том, что между фермером и заинтересованным в его продукции потребителем находится непроницаемая стена, проникнуть сквозь которую практически невозможно.

"Отсутствует простой и ясный выход на покупателя, - рассказал 47News президент союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга Александр Быков. - В городе и райцентрах нет ни одного специализированного магазина, где бы продавалась наша продукция. Мы неоднократно направляли запросы в городские администрации с просьбой выделить помещения под торговые точки. Каждый раз ответ был один и тот же - участвуйте в аукционе. В таких конкурсах мы не конкурентоспособны, и каждая такая инициатива уходит в песок. Дело не двигается с места".

По утверждению Быкова, региональные и местные власти периодически организуют для них какие-то "проекты": "В сентябре-октябре проводятся ярмарки выходного дня, но носят они сезонный характер,и не всем удобны: не каждый поедет в Петербург или другой район стоять за прилавком и продавать свою продукцию. Всё это разовые акции и они не всегда эффективны. Комплексно вопрос не рассматривается".

Самым оптимальным вариантом, утверждает фермер, может стать магазин, постоянная торговая точка. Которую бы знали люди, которая всегда была бы на своём месте. Ценовая политика в таком магазине была бы немногим выше чем в обычном супермаркете. Средняя цена 1 литра молока составляла бы около 50 рублей, 1 кг картошки - 20 рублей, 1 кг свинины - около 300 рублей.

БЛОГ ОТ ФЕРМЕРА

Как же доносит крестьянин свою продукцию до жаждущего потребителя? Кто как. Один с рынка. Другой "с табуретки" у дороги. Третий из дома. Четвёртый через оптового посредника. Пятый вообще приезжает из деревни в город и разносит по разным квартирам молоко. Каждый выкручивается как может.

Между тем, в Петербурге есть достойные проекты по реализации фермерской продукции. С 2011 года в Северной столице действует представительство московской фирмы "LavkaLavka", которое через интернет продаёт "настоящую свежую вкусную деревенскую еду".

"LavkaLavka" проект, вообще-то, достаточно неоднозначный, направленный только на состоятельную прослойку потребителей, не имеющий отношения к массовому потребителю, неплохо зарабатывающий на посреднической деятельности. Но, тем не менее, реально развивающий фермерский рынок в 47-м регионе и помогающий всем заинтересованным сторонам.

"Мы работаем только с мелкими поставщиками области, обязательным критерием работы является полная открытость производства фермеров и его экологичность, - рассказал 47News руководитель питерского представительства компании Василий Конашёнок, - не должны использоваться никакие современные технологии, связанные с макисмизацией роста искусственными методами, начиная от минеральных удобрений, заканчивая стероидами и пестицидами. Мы постоянно мониторим качество земли, воды, готовой продукции. Наши поставщики ведут блоги. Любой покупатель может приехать и увидеть своими глазами, в каких условиях выращивается то или иное растение или содержится животное".

Цены на продукцию "LavkaLavka" заметно отличаются от тех, что мы привыкли видеть на рынке или в супермаркете. Например, 1 литр молока здесь стоит 100 рублей, 1 кг картофеля - 70 руб, 1 килограмм говядины колеблется в районе 800-1000 рублей. Политика ценообразования, по словам Василия Конашёнка, определяется высокими издержками производства самих фермеров и логистикой, а также индивидуальным подходом к каждому клиенту. Тем не менее, у компании нет отбоя от покупателей: ежемесячно сюда обращается до 400 человек, готовых платить немалые деньги за продукцию, о которой они всё знают.

СПРОС НА ЭВОЛЮЦИЮ

Пример "LavkaLavka" в данном случае довольно красноречив. Во-первых, он показывает, что в области достаточно добросовестных фермеров, готовых производить экологически чистые продукты. Во-вторых, что на эти продукты есть высокий спрос. И ни высокая цена, ни отсутствие магазина "шаговой доступности" не мешает людям приобретать эти товары - многие хотят питаться здоровой пищей!

С другой стороны, рынок этот действительно не сформирован: один или два интернет-магазина на огромный регион - яркий показатель запущенности ситуации. В море сетевых акул крестьянин не просто теряется, он умирает, откуда и берутся ничтожные 14% от солидного числа официально зарегистрированных предпринимателей.

Учитывая заинтересованность друг в друге производителей и потребителей, спрос в данном случае, с власти.

Мы регулярно видим в Петербурге ярмарки новгородских, псковских фермеров, а местных, ленинградских, как не было, так и нет. Сезонные "ярмарки выходного дня" не доходят до массового покупателя, оставляя крестьян, по сути, на задворках. Между тем, только одна целенаправленная масштабная ярмарка могла бы значительно помочь решению этого вопроса, не говоря уже о том, что такие мероприятия должны проводиться регулярно.

В Ленобласти не сформирован бренд местных фермерских продуктов. Отсутствует любое его продвижение. Билборды на улицах городов забиты рекламой чего угодно, только не экологически чистых продуктов с нашей земли.

Наконец, магазины, торговые сети. Фермерство в области развивается третий десяток лет, а такого элементарного условия, как постоянные торговые площадки для него до сих пор не сформировано. И это при том, что фермеры постоянно говорят об этом власти, посылают запросы, встречаются, выступают с инициативами.

К сожалению, приходится констатировать - такой перспективный и востребованный сегмент рынка, как фермерство, в Ленинградской области властью сегодня поддерживается крайне односторонне, и никак не продвигается. Если ситуация будет продолжаться в том же духе, фермер долго ещё будет считаться редким экзотически видом, а мы - питаться сомнительными продуктами "быстрого приготовления".

Сергей Прудников, 47News