За 100 дней, что прошли с момента назначения в Ленинградской области нового губернатора, гор не свернуть и расцвета экономики не обеспечить. Если что и можно сделать за это время,  так это составить более или менее ясные планы на будущее и сформировать команду, которая и будет определять правила игры.

Мы спросили сами себя: что за эти 100 дней изменилось на Суворовском, 67? Что наиболее ярко отличает команду Дрозденко от команды Сердюкова? Вот что в итоге у нас получилось.
 
1. 47News не раз писал о равноудалённости Валерия Сердюкова по отношению к олигархам. Мы называли его "волком-одиночкой", человеком, который никому не доверял принятие важных решений и всё старался контролировать сам. У Дрозденко, когда он в мае получил неожиданное предложение возглавить регион, собственной команды не было. Он был просто вынужден при её формировании учитывать интересы и влиятельных бизнесменов, и разных политических групп.

В результате получился самобытный, но довольно разношерстный коллектив, который командой пока еще назвать нельзя. Заставит ли лидер работать этих людей на свои идеи и замыслы, или это они заставят его работать на себя и на тех, кто пролоббировал их назначение – от этого зависит политическое будущее нового губернатора.
 
2. Голос губернатора и его заместителей отныне звучит по-новому, куда ярче прежнего. После ультраконсервативной информационной политики Валерия Павловича нынешнюю команду слышно, что называется, за версту. Вице-губернаторы и руководители комитетов получили возможность общаться с журналистами напрямую, что было настрого запрещено в сердюковском правительстве. Пресс-служба губернатора Дрозденко перестала конопатить информационные щели и радикально проветрила душные кабинеты чиновников. Кстати, некоторые из них ворчат по этому поводу и всё норовят прикрыть форточку.
 
3. С первых дней окружающие с воодушевлением стали замечать: Дрозденко говорит быстро, но четко. Выражает свои мысли понятными словами, всегда по делу и "без воды". Качество, имеющееся далеко не у всех руководителей федерального уровня, и уж тем более это было в новинку для области. К середине лета новый губернатор настолько привык к новой роли, что стал использовать афоризмы. Благодаря красивым цитатам и нестандартным идеям на Ленобласть стали обращать внимание петербургские и федеральные журналисты.

4. От чего явно придется избавляться новому губернатору – так это от излишней деликатности. Не один десяток скучнейших докладов был выслушан им в областном правительстве за это лето. Во многих местах Валерий Павлович на первой минуте нажал бы на "паузу". Дрозденко слушает и заставляет делать это остальных. Интеллигентские корни дают себя знать.

5. Дрозденко явно не будет тратить деньги на имиджмейкеров — и без них он одевается, что называется, с иголочки. Правда, бывают и казусы: долг службы и любознательность губернатора ведут его то в коровник, то на крышу строящегося дома, то в поле. Лакированные туфли и светлые костюмы вряд ли переживут это без последствий.

6. Средний возраст чиновников областного правительства заметно омолодился. На Суворовском, 67, стало существенно больше людей 30-35 лет. Двигаться в коридорах областной власти стали резвее, а атмосфера перестала угнетать своей скукой и безысходностью. Этого можно было ожидать: "броуновское движение" властвовало и в КУМИ, председателем которого Дрозденко являлся еще недавно — там тоже было много молодых лиц, и все они носились сломя голову.  

7. Быстро Дрозденко и его команда не только ходят. Оперативная реакция поступает на любые происшествия: будь то стихийный митинг, арест чиновника, обстрел маршрутки или обидное высказывание коллеги-губернатора. Губернатор посылает народу сигнал — есть тот, кто за всё в ответе.  

8. В правительстве всерьез заговорили о современных технологиях в управлении. Причем речь идет не о бесполезных в руках чиновников игрушках типа блогов и твиттеров, а об электронном документообороте, который должен сделать схему управления более простой и эффективной. Многие чиновники правительства обзавелись айпадами и другими мобильными электронными устройствами. Правда, пока прямо во время заседаний они просматривают сайты газет и играют в игры. Смеем надеяться, в скором времени все рабочие функции тоже будут освоены.  
 
9. Прямота и сравнительная политическая открытость — эти качества новый губернатор демонстрирует не только по отношению к прессе. Его неожиданный визит к ломоносовским депутатам с предложением "здесь и сейчас" решить кадровый вопрос с главой района в сердюковской системе координат был бы невозможен. С одной стороны, искренность первого лица подкупает, с другой — демонстрирует, что в департаменте внутренней политики у него ещё не всё в порядке. Подобные деликатные вопросы в рамках местного самоуправления наскоком не решаются даже с поправками на чрезвычайные обстоятельства. Их принято готовить, чтобы не ставить губернатора и депутатов в неловкие ситуации.  

10. Чиновники Дома правительства с удивлением замечают, что во внутреннем дворе на Суворовском, 67, сегодня паркуется куда больше автотранспорта, чем прежде. При Сердюкове туда можно было въезжать только служебным автомобилям губернатора и его заместителей. Сегодня во дворе царит автодемократия.

11. Видимо, чтобы компенсировать лишение вице-губернаторов такого знака отличия, как исключительное право въезда во двор, правительственный автопарк обзавелся новой серией специальных госномеров. Если при Сердюкове госномера 47-го региона серии ООА намекали на принадлежность к верхнему эшелону правительства области, а ОАО — к депутатскому корпусу, то теперь к ним прибавилась серия ААА. Номер 001 новой серии торжественно присвоен Ауди, которая возит вице-губернатора по внутренней политике Патраева. Была бы польза.

12. В кабинетах власти идёт большое количество ремонтов, с помощью которых, вероятно, новые люди изгонят сам дух сердюковского правления. Занимаются этим, как повелось на Руси последние годы, гастарбайтеры. Надеемся, у всех из них имеется должным образом оформленное разрешение на работу.  
 
Чтобы уйти от субъективности в оценке тех перемен, которые происходят в правительстве области, мы опросили ряд деятелей из числа тех, кто успел поработать при обоих губернаторах: в чем отличие нынешнего от прошлого?
 
Советник по экономическим вопросам Григорий Двас (при Сердюкове — вице-губернатор по инвестициям):
- Какое между ними может быть отличие? Оба через одну и ту же дверь заходят и выходят.
 
Уполномоченный по правам человека в Ленобласти Михаил Козьминых (при Сердюкове возглавлял дорожный комитет, затем стал омбудсменом):
- Дрозденко более человечный. Он менее закрытый, да и понимание прав человека у него шире.
 
Депутат областного ЗакСа Андрей Лебедев (при Сердюкове — депутат Госдумы):
- Дрозденко более открытый, более доступный для общения, чем Сердюков. Тот как-то в тени держался, больше на руководителя обкома партии был похож. Дрозденко во многие процессы вникает сам. И мысли он выражает яснее, чем Сердюков.
 
Министр экономического развития республики Карелия Валентин Чмиль (при Сердюкове — руководитель управления протокола губернатора Ленинградской области; занимал аналогичную должность в правительстве Александра Дрозденко с июня по июль):
- Две совершенно разные личности. Разное все: глубина проработки проблемы и понимание ее сущности, оперативность в работе, владение технологиями личного пиара, самостоятельность  в принятии решений. Нельзя сравнивать.
 
Помощник полномочного представителя президента Российской Федерации в СЗФО Герман Мозговой (при Сердюкове занимал должность главного федерального инспектора, вице-спикера областного ЗакСа):
- Дрозденко — из другого поколения политиков. У него есть возможность, хорошо зная работу "правительства Сердюкова", вносить инновации и креатив в работу собственного правительства. Он демонстрирует открытость, что очень приятно для всех. Дрозденко взял хороший темп работы, надеюсь, он его сохранит.
 
Юлия Гильмшина, Андрей Потапенко,
47News