В конце прошлой недели прекратилась транзитная навигация по Волго-Балтийскому судоходному пути. В этом году грузооборот на Волго-Балте сократился почти на 12%, прежде всего за счет двукратного сокращения перевозки нефтепродуктов. Нефтяные копании предпочитают реке железную дорогу, так как перевозки по Волго-Балту затруднены из-за плохого состояния судоходного пути.

       

Как рассказал "Коммерсанту" заместитель начальника Государственного бассейнового управления "Волго-Балт" Геннадий Егоров, 16 ноября была закрыта транзитная навигация по Волго-Балтийскому водному пути. Однако разводить мосты в Петербурге будут до начала декабря: по Неве будут проходить суда, идущие с моря на ремонт, а также технические и вспомогательные суда.


По предварительным подсчетам, в этом году судами по Волго-Балту в обе стороны было перевезено около 15,5 миллиона тонн различных грузов, что почти на 12% меньше, чем в 2005 году, когда грузооборот составил 17,6 миллиона тонн. Впрочем, падение грузооборота не стало ни для кого неожиданностью. Еще в апреле начальник ГБУ "Волго-Балт" Владимир Николаев предсказывал, что из-за снижения финансирования навигационных мероприятий, дноуглубительных работ и задержки начала навигации по погодным условиям ожидается снижение грузооборота на 1-2 миллиона тонн. Еще одним фактором, повлиявшим на общие показатели, стала остановка движения по Волго-Балту во время саммита G8, когда на Волго-Балте стояло 81 судно.


Главной причиной снижения грузооборота стало уменьшение объемов нефтепродуктов, следующих по направлению от реки к порту Петербурга. По данным информационно-аналитического агентства "Портньюс", в 2005 году судоходными компаниями было перевезено 5,5 миллиона тонн нефтепродуктов. А в этом году танкерный флот перевезет всего около 2,5 миллиона тонн. Как рассказал Ъ президент Танкерного союза, генеральный директор ООО "Вижн флот" Петр Разумов, в этом году ЛУКОЙЛ сократил объем перевозки нефтепродуктов по реке до 1 млн тонн за сезон против 1,5 млн тонн в прошлом году.


Нефтяные компании все чаще предпочитают речному транспорту железнодорожный, так как РЖД активно развивает подходы к российским портам на Балтике, -- например, в Высоцке в этом проекте участвует ЛУКОЙЛ. Что же касается Волго-Балта, то его оборудование изношено, глубина уменьшается из-за недостаточного финансирования дноуглубительных работ. Кроме того, время груза в пути увеличивают простои на шлюзах, а также из-за мостов на Неве. "Бюджетное финансирование дноуглубительных работ составляет сегодня только 12 процентов от необходимого, а всего на Волго-Балт в этом году должно быть выделено 651 миллион рублей, чего явно недостаточно. Все это приводит к оттоку грузовладельцев с реки на железную дорогу", -- отмечает Петр Разумов.


Склонить трейдеров к выбору в пользу водного пути можно, по его мнению, только с помощью больших бюджетных вложений в реновацию пути и поддержание его технического состояния.