«В скоплениях на границах грузовых машин виноваты, в первую очередь, старые технологии и давно исчерпанные возможности постов», - заявил в беседе с корреспондентом 47News руководитель петербургского отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Константин Шершаков.
Сложная ситуация на приграничных постах пропуска сложилась не сегодня и не вчера. Как рассказал Шершаков, даже если не принимать во внимание форс-мажорные ситуации - например, такую, какая сложилась в начале месяца на российско-финской границе из-за снегопада, - для грузовых машин прохождение постов – серьезное испытание. Большинство пропускных пунктов давно не модернизировалось. А те, которые претерпели изменения, все равно не справляются с возросшей нагрузкой.
По подсчетам специалистов АСМАП, российские перевозчики составляют только 15% от общего числа работающих на эстонском направлении. Это связано с тем, что прохождение границы в Ивангороде может затянуться на несколько дней. Виной тому – старый мост, соединяющий две страны. В начале этого года были даже введены временные ограничительные меры – «движение транспортных средств одиночным порядком», когда по мосту поочередно пропускалась только одна машина с одной и с другой стороны. В это время эстонская сторона с привлечением водолазов исследовала опоры переправы. Сейчас действует более щадящая система пропуска «без допущения скопления транспорта» - уже около 20 машин могут одновременно находиться на мосту.
Основной сложностью является то, что развитие таможенной инфраструктуры практически невозможно: с обеих сторон пункты пропуска расположены практически в центре городов. Российская сторона уже разработала проекты по созданию нового пограничного перехода ниже по течению реки Наровы. В ближайшие недели должно пройти совещание представителей российской и эстонской сторон, среди обсуждаемых вопросов обязательно будет и этот. Непонятны источники будущего финансирования. По имеющейся информации, Эстония намерена привлечь средства Европейского союза.
А пока количество грузовых машин, ожидающих на границе, не уменьшается. Как подтвердили в пресс-службе Кингисеппской таможни, Ивангородский МАПП может в день обслужить только 130-150 грузовых машин в день – у таможенников серьезный недокомплект и кадровые проблемы. По информации таможенников, сейчас со стороны Эстонии ждут около 430 грузовиков. Увеличение потока связано с открытием еще в октябре прошлого года нового морского порта Силламяэ, рассчитанного на поставки товаров на Восточное и Юго-восточное направления. Это значит – машины должны идти через территорию России. Кроме того, эстонцы модернизировали и порт Таллина. Отметим, что легковые машины пересекают границу без проблем и задержек.
Как подсчитали экономисты АСМАП, ежегодно из-за простоев на границе государство теряет огромные суммы: с одной только машины, перевозящей товара в среднем на 100 тысяч долларов, таможенная пошлина составляет 10 процентов, а именно – 10 тысяч долларов. Вместо 3-4 дней простоя и одного рейса машина могла бы совершить 3 рейса - например, Петербург-Таллин - и трижды уплатить пошлины.
Единственное, что остается перевозчикам в ожидании перемен, – пользоваться пограничными переходами в соседних регионах. В частности, в Псковской области, пропускные пункты которой также переполнены. Направление транспортных потоков было скорректировано экспедиторами, которые стараются выбирать маршрут, минуя Белоруссию: транзит грузов через территорию этой страны стал невыгоден после повышения дорожных пошлин. Как сообщает латвийское издание «Бизнес&Балтия», критическая ситуация сложилась и на российско-латвийской границе, где в очереди по три-четыре дня ждут уже около 1500 тысяч грузовиков.
Ксения Потеева