Власти Ленинградской области наконец разработали «Концепцию развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории до 2020 года». Этого события в регионе ждут почти десять лет и надеются с помощью катеров и яхт решить проблему труднодоступности многих деревень и сел. Тем не менее, вопрос с финансированием до сих пор открыт. Большие надежды возлагаются на инвесторов.

Напомним, в начале июля этого года президент России Дмитрий Медведев подписал поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, которые разрешили заход яхт под иностранным флагом во внутренние водные пути России. В Ленинградской области сразу поняли, что развитие маломерного флота — дело пусть и хлопотное, но довольно выгодное. Благо географические условия позволяют, да и вообще Ленобласть многие называют «морскими воротами в Россию»: значительные площади региона расположены на побережье Финского залива, на территории области находятся 1800 озёр, а Ладожское озеро является крупнейшим в Европе.

И тем не менее долгое время этими "плюсами" ни власти, ни жители особо не пользовались. Так, по состоянию на 2011 год, катеров и яхт в Ленобласти насчитывается 61 420 единиц, а объектов базирования — всего 163. «Практически все парковки на Неве утрачены. Какие-то принадлежат коммерческим организациям, какие-то вообще бесхозные. Мы займемся их реконструкцией и реставрацией», - пообещал председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти Николай Янченко. А заодно напомнил о том, что ко многим селам и деревням нет нормальных подъездов, а потому водный транспорт может стать хорошим подспорьем в решении вопроса транспортной доступности.

Между тем, в комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре давно подсчитали, что при создании необходимых условий Ленинградская область могла бы рассчитывать на прием до 20 тыс. яхт (50-60 тыс. человек). Это обеспечит дополнительную выручку предприятий сферы обслуживания в размере 1,5 млрд. руб. и создаст новый кластер экономики Ленинградской области на 3 тыс. рабочих мест. 

Как рассказал Николай Янченко, власти Ленобласти ожидают, что развитие маломерного флота будет происходить в основном за счет привлечения инвестиций. В свою очередь, за счет этого повысится туристическая привлекательность Ленобласти и эффективность использования прибрежных территорий. Уже выбраны территории, на которых собственно и будет развиваться маломерный флот в регионе. Речь идет прежде всего о побережье Невы на территории Всеволожского и Кировского районов. Также стоит ожидать появления большого количества яхт и катеров на побережье Финского залива в Выборгском районе Ленинградской области и побережье реки Вуокса, озера Суходольское на территории Приозерского района. Не забудут, естественно, и Ладожское озеро, побережье реки Волхов и побережье реки Свирь.

Приглашенный на заседание вице-президент Всероссийской федерации по парусному спорту Владимир Логинов отметил, что первое заседание по поводу развития яхтенного спорта в Ленобласти прошло еще в 2003 году. «Финны приехали с миллионом и хотели вложить в строительство любого причала, но уехали ни с чем», - рассказал он собравшимся. «Ну вот, приехали с миллионом, а уехали без миллиона», - послышался расстроенный голос из зала. «Не путайте, уехали они со своим миллионом обратно, я к тому, что ничего они не смогли сделать», - пояснил мысль Логинов.

По словам Логинова, срок окупаемости вложений в «нормальный причал, если его делать не из старых бочек, а и хорошего дерева» - от 10 до 12 лет. «Разработайте проект так, чтобы срок окупаемости был небольшой, тогда для инвестора это будет привлекательно», - посоветовал Логинов. Он просветил собравшихся о том, что в соседней Финляндии на 5 миллионов населения приходится 385 тысяч катеров и яхт. Впрочем, за примерами так далеко ходить вовсе не надо. К примеру, в центральной части Петербурга, на Крестовском острове, открыт яхт-клуб. «На Крестовском сделали стоянку для маломерных судов на 400 мест за год. Заметьте, это не какая-то область, это Крестовский остров, представляете, сколько там было препятствий? И ничего, справились», - заметил он.

Стоит напомнить, что об идее развития водного туризма говорят в правительстве Ленинградской области последние несколько лет. Так, еще в 2009 году вице-губернатор 47 региона Николай Пасяда предложил рассмотреть вопрос возможности открыть транспортное и туристическое движение по Новоладожскому каналу.  О том, что Ленобласть удачно сочетает необходимые природные условия для водного туризма говорится постоянно, но дальше планов и рекомендаций дело пока так не сдвинулось.

 

Юлия Гильмшина, 47News