Недавнее ЧП на стройплощадке ЛАЭС-2 в Сосновом Бору привело к масштабным последствиям. У генподрядчика петербургского «Атомэнергопроекта» приостановлена лицензия. Стройка встала. Говорят, ее остановка может играть на руку Росатому. Почему - выяснял «Город 812».

 

ПОЧЕМУ СТЕНА УПАЛА

До сих пор не озвучены официальные выводы комиссии Ростехнадзора о причинах аварии на строительстве ЛАЭС-2. Хотя, как сообщил «Городу 812» источник, близкий к Росатому, заключение уже готово. Но засекречено. Хотя о том, что там написано, многие знают.

17 июля 2011 года при строительстве здания (внешней оболочки) реактора будущей ЛАЭС-2 случилось ЧП: стальной каркас возводимой железобетонной стены внезапно обрушился. Нижняя часть стены уже была забетонирована, из нее торчал вверх - примерно на 17 метров - арматурный каркас, который планировалось залить бетоном в ближайшее время. Эта арматурная стенка погнулась и рухнула. Никто не пострадал.

В СМИ и раньше просачивалась информация о проблемах на ЛАЭС-2 – похожий инцидент был в январе. Тогда рухнула 14-метровая арматурная стенка. За месяц до нынешнего происшествия, как пишут, арматура также « гнулась», отклонившись примерно на 60 см от вертикали. Но эти происшествия к серьезным оргвыводам не привели.

Июльское ЧП прогремело на всю страну. На объект нагрянули комиссии. По результатам работы экспертов Ростехнадзор 14 сентября приостановил действие лицензии у генподрядчика - инжиниринговой компании петербургского «Атомэнергопроекта» (СПбАЭП). Уверяют, что согласно выводам Ростехнадзора, ответственность за произошедшее целиком лежит на генподрядчике.

- Федеральная комиссия в адрес нашего института имеет претензии по части недостаточного надзора и контроля за ведением подрядчиками строительных работ, - объясняет ситуацию и.о. директора СПбАЭП Анатолий Молчанов. Самого заключения целиком в СПбАЭП не видели. Оно засекречено даже от них.

Комментируя серию происшествий на стройке, Анатолий Молчанов заявил:

- ЧП на строительной площадке ЛАЭС-2 не было ни разу. Включая июльское происшествие – ни статус чрезвычайного, ни аварийность ему не присвоили. Имели место технологические инциденты.

 

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ВСЕ

Петербургский «Атомэнергопроект» проводил собственное расследование, и его выводы несколько отличаются от официальной версии. Генподрядчик уверен, что во всем виноват подрядчик.

– Имело место несоблюдение подрядчиком конструктивных требований при проведении работ. Конструкции необходимо было усилить, и СПбАЭП выдал схему соответствующих работ. Но сделано это не было, - возмущается Анатолий Молчанов.- Да еще и местами горизонтальные арматурные кольца не были замкнуты! Не раз подрядчику предъявлялись претензии в нехватке линейных инженерно-технических работников, выставлялись требования исправить ситуацию.

На злополучном объекте, по его словам, работали два основных подрядчика – ОАО «Метрострой» и ОАО «Гидромонтаж». Конкретно называть виновника ЧП в СПбАЭП не хотят по политическим соображениям. Вероятно, потому что в заключениях федеральной комиссии названия этой организации, как утверждают знающие люди, не оказалось. В противном случае ей грозило бы лишение лицензии и ликвидация последствий ЧП за свой счет.

Официально сумма ущерба еще не определена, но источник «Города 812», близкий к Росатому, сообщил, что по предварительным оценкам он составит 170 - 190 миллионов рублей, из них порядка 102 миллионов потребуется для демонтажа аварийных конструкций. За все заплатит страховая группа «Согаз», в которой застрахована стройка ЛАЭС-2.

 

ВЕРСИЯ: ДИВЕРСИЯ

Неофициально в СПбАЭП обсуждают еще одну версию произошедшего. Как рассказал источник «Города 812», специалисты компании подозревают - диверсию. Они даже проводили собственное расследование. Уж слишком много странностей было в этом ЧП, - уверены там.

Во-первых, странно, что арматурная сетка упала в безветренную погоду, и непонятно, что вызвало столь стремительное обрушение.

Во-вторых, авария произошла через 6 минут после начала обеденного перерыва: рабочих на объекте не было. Но странно, что крановщик стоящего неподалеку крана зачем-то находился в кабине... Возникло предположение, что устойчивость армокаркаса могла, к примеру, быть нарушена при помощи крана. Но крановщик после аварии якобы находился в шоковом состоянии и ничего вразумительного сказать не смог.

Следов намеренного повреждения конструкции специалистам СПбАЭП обнаружить не удалось. Но эта версия все равно не сбрасывается со счетов.

Гипотетически авария на строительстве ЛАЭС-2 могла быть на руку, например, конкуренту, мечтающему подсидеть СПбАЭП и самому получить генподряд. В кулуарах СПбАЭП даже называют его имя и фамилию. Эту фамилию знают все в Сосновом Бору и далеко за пределами - вплоть до правительства РФ.

Говорят, на стройке этот конкурент строит козни всем остальным. Якобы его влияние так велико, что даже фирма, которую связывают с сыном губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, смогла получить на ЛАЭС-2 всего лишь небольшой подряд на временные работы. Хотя рассчитывала на большее.

По словам Анатолия Молчанова, стройка ЛАЭС-2 в настоящее время остановлена. Ростехнадзор разрешил СПбАЭП вести только те работы, которые не связаны непосредственно с деятельностью на стройплощадке. В Ростехнадзор уже отправлены на согласование план работ по разбору рухнувших конструкций и «программа устранения несоответствий». Но ответа пока нет.

По словам Молчанова, на демонтаж аварийного армокаркаса потребуется полтора месяца. Затем проведут экспертизу состояния бетона, и лишь после этого можно будет определить сроки восстановительных работ.

Эксперты говорят, что весь процесс может занять до полугода. Кроме того, работ подобной сложности еще никто никогда не проводил. Нужно демонтировать почти 600 тонн железобетонных и металлических конструкций. Упавшая арматурная сетка в результате аварии сложилась так, что стала напоминать взведенную пружину. И как она себя поведет, если начать ее резать, предсказать сложно. Стальные 22-метровые пруты, почти в руку толщиной, могут «отыграть назад» и повредить соседние здания.

И.о. директора СПбАЭП утверждает, что демонтажно-восстановительные работы не приведут к отставанию от общего графика.

 

ЧЬИ АМБИЦИИ БОЛЬШЕ

После аварии из СПбАЭП уволились директор Алексей Кайдалов и его первый зам Василий Калюжный. Алексей Кайдалов комментировать свое увольнение отказался, отметив только, что ушел сам, а не его уволили, как сказал Сергей Кириенко.

Василий Калюжный объяснил свой уход так:

- Устал. Накипело. Плюнул на все - написал заявление и ушел 19 августа.

По его словам, стройку постоянно лихорадило. С января по июнь включительно (еще до ЧП), ее проверяли 19 раз.

- Мы работали 7 дней в неделю по 16 часов. Нам удалось выйти на требуемые параметры освоения капвложений - это 4,5 тысяч тонн арматуры и 22-24 тысячи кубометров бетона в месяц. И при это нам приходилось непрерывно отвечать на вопросы проверяющих. При этом никакой помощи, поддержки со стороны Москвы не ощущали. Получается, что есть стройка и есть около стройки политес, в который я влезать не хочу, - говорит Василий Калюжный.

Это уже третья смена топ-менеджмента в СПбАЭП за последние три с половиной года. Говорят, многочисленные проверки и приостановка лицензии (вторая за год) – события не случайные, так же как и чехарда руководителей.

По слухам, в Росатоме думают о смене генподрядчика строительства ЛАЭС-2. Кандидатов немного, так как станция – режимный объект, и для работ необходимо иметь большое количество разрешений и допусков. По словам источника «Города 812», Сергей Кириенко хотел предложить достройку ЛАЭС-2 нижегородскому «Атомэнергопроекту». Но там отказались.

Сегодня среди возможных кандидатов на место генподрядчика называют ОАО «Метрострой» и ЗАО «Концерн «Титан-2»». Обе организации являются самыми крупными подрядчиками строительства. «Метрострой» выполняет самый большой объем работ и возводит наиболее технически сложные сооружения станции: градирни и здания реактора энергоблоков № 1 и № 2.

«Титан-2» выступает одним из основных подрядчиков в строительно-монтажных работах на энергоблоках и является, пожалуй, самой авторитетной компанией из всех присутствующих на стройке. В компании открыто заявляют о своих амбициях.

- Если госкорпорация «Росатом» примет решение, в результате которого мы станем генеральным подрядчиком строительства ЛАЭС-2, мы будем выполнять эти работы, - официально заявили «Городу 812» в холдинге «Титан-2».

В ОАО «Метрострой», с которым, как говорят, уже велись неофициальные переговоры о генподряде, от комментариев отказались.

- Давайте дождемся определенности, которая, мы надеемся, появится у нашего заказчика СПбАЭП после решения всех кадровых вопросов, - заявили в «Метрострое».

Холдинг «Титан» ассоциируют с Григорием Нагинским, бывшим зам. министра обороны, ныне руководителем Спецстроя России. Но, говорят, у него сложные отношения с главой госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко.

В СПбАЭП вопрос о вероятности лишиться генподряда не комментируют.

- Решение о смене генподрядчика лежит в компетенции госкорпорации, - говорит Анатолий Молчанов.

 

СТРОЙКА ДО ВЫБОРОВ ПОСТОИТ?

Жесткие высказывания главы Росатома Сергея Кириенко по поводу происшествия на строительстве ЛАЭС-2 дают повод предполагать, что лицензию СПбАЭП вернут еще не скоро. А это значит, что стройка будет стоять.

- Будут получать лицензию столько времени, сколько нужно, - заявил Кириенко на пресс-конференции в конце сентября.

По мнению источника «Города 812», Ростехнадзор разрешит «запустить» стройку атомной станции не раньше, чем об этом попросит сам Сергей Кириенко. Говорят даже, что глава Росатома намеренно предложил главе Ростехнадзора принять самые жесткие меры по отношению к генподрядчику. И дело не только в безопасности будущей АЭС.

По словам источника, в «атомных сферах» муссируется версия о том, что приостановка работ на ЛАЭС-2 может играть на руку самому Росатому. Так как денег на возведение новых станций в бюджете катастрофически мало. Говорят, что финансовые проблемы связаны с грядущими декабрьскими выборами.

Вторая причина связана с эксплуатацией будущей ЛАЭС-2. Официально ее строят для того, чтобы заменить морально устаревшую и изношенную физически Ленинградскую атомную станцию. Фактически, говорят эксперты, действующая ЛАЭС «будет работать столько, сколько Родина прикажет», и спокойно может протянуть еще 7 - 10 лет. Но возникает, казалось бы, странный вопрос – куда девать лишнюю электроэнергию, которую начнет давать вторая станция?

По словам источника «Города 812», ОАО «ФСК ЕЭС» (оператор магистральных электрических сетей России) еще осенью прошлого года должна была выдать заключение по забору мощности с будущей ЛАЭС-2. Но документ до сих пор не готов. Неофициально говорят, что ФСК готова забирать только 40% мощности от одного энергоблока…

В СПбАЭП «Городу 812» подтвердили отсутствие заключения ФСК.

- Это связано с нерешенными технологическими вопросами, - поясняет Анатолий Молчанов. – Нам не указаны конкретные объемы для конкретных направлений подачи электроэнергии.

По его словам, до сих пор не определены «потребности потребителей в перспективе после 2015 года».

В ФСК ЕЭС объяснить эту ситуацию затруднились.

По планам, первый энергоблок ЛАЭС-2 мощностью 1200 МВт должен начать работу в конце 2014 года. Вопрос – куда девать «лишнюю» энергию - становится основным. Если реакторы будут построены, но не будут эксплуатироваться в полной мере, это грозит огромными убытками. Простой одного энергоблока обходится примерно в миллион долларов в сутки. В такой непростой ситуации приостановка строительства «лишней» АЭС выглядит наименьшим злом.

- Никаких решений о консервации ЛАЭС-2 не может быть, - убедительно сказал Сергей Кириенко журналистам.

Мария Гордякова, "Город812"

 

Мнение эксперта: На стройках часто такое случается

Евгений Кочетков, технический директор «Городского центра экспертиз – север»:

- Я не понимаю того огромного резонанса, который вызвал инцидент на ЛАЭС-2. Ну, отвалился кусок армокаркаса... Недавно на строящемся стадионе «Зенита» была похожая история – и тоже по вине неквалифицированной рабочей силы и снижения требовательности инженерного персонала. На стройках такое часто случается, только в меньших масштабах. Все эти обрушения происходят по одной причине - из-за нарушения технологии работ по созданию арматурного каркаса. Это – наследие нашей советской стройки, и никуда вы от него не денетесь. За рубежом тоже такое встречается, только реже.