Председатель комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Евгений Домрачев выразил озабоченность затянувшимися сроками подготовки проектов схем территориального планирования.

Свое мнение глава комитета озвучил в ходе научно-практической конференции, состоявшейся накануне в Гатчине. Участники конференции сообща обсудили  вопросы стратегического планирования, на основе чего оно должно строиться, какие цели и задачи решать, и как с ним обстоят дела в нашем регионе.

По словам Евгения Домрачева, с подготовкой документации по проектам  справились Гатчинский и Тосненский районы, а в аутсайдерах остаются Лужский, Сланцевский и Волосовский.

На сегодня из 203 муниципальных образований региона в 160 ведется разработка и подготовка генеральных планов поселений. Лишь в 15 из них утверждены правила землепользования и застройки, промедление в этом вопросе может парализовать процессы строительства и реализации инвестиционных проектов. Планы муниципалитетов порой, по словам Домрачева, далеки от действительности и содержат, например, ничем необоснованные данные о предстоящем росте численности населения того или иного населенного пункта.

В дальнейших выступлениях участников конференции звучали призывы к взаимному с муниципальными образованиями решению вопросов создания планов, перечислялись инструменты и формы стратегического планирования, заострялось внимание на необходимости его информационной поддержки. В числе прочего выдвинуто предложение разработать закон о муниципальной статистике, позволяющей учитывать результаты работы муниципальных образований - сообщил 47News пресс-секретарь областного комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Александр Бутенин.

Выступивший с докладом вице-губернатор Григорий Двас пояснил, что научных подходов к определению сущности стратегического планирования много. Это понятие может трактоваться и как набор конкретных мероприятий, увязанных между собой по ресурсам и срокам исполнения, и как некий документ общественного согласия, где обозначена воля гражданского общества и видение будущего. Так или иначе, документ должен быть понятен всем, не перегружен специальными цифрами и терминами, обязан учитывать потенциал и ресурсную базу региона и создаваться с участием общественности. В основе же создания плана стоит, по словам вице-губернатора, решение двух задач: оптимального расселения людей и оптимального размещения производительных сил.

В докладе озвучены индикаторы социально-экономического развития, такие как размер средней заработной платы, оборот предприятий на душу населения и инвестиции в основной капитал на душу населения. Выделен и ряд конкурентных преимуществ: природно-ресурсный, инфраструктурный и геоэкономический потенциалы и наличие трудовых ресурсов. Вице-губернатор привел в докладе данные корреляционного анализа, позволяющего определить зависимость указанных показателей друг от друга и их степень взаимного влияния.

Результаты анализа порой парадоксальны. Выяснилось, что наибольшее влияние на инвесторов оказывает фактор наличия на местах трудового потенциала.  Этот фактор сильнее притягивает инвесторов, чем близость выбранной территории к Санкт-Петербургу.  С другой стороны, чем больше то или иное муниципальное образование обеспечено природными ресурсами, тем оказывается ниже заработная плата в таком районе.

Анализ показал, что уровень дифференциации между районами по разным показателям велик. А между тем необходимо стремиться к сбалансированному развитию территорий внутри субъекта Федерации.

На решение этого вопроса и должно быть направлено стратегическое планирование, отмечают в правительстве Ленобласти Главный вывод, который сделали участники конференции, состоит в том, что экстенсивное использование природно-ресурсного потенциала не сможет обеспечить дальнейшее динамичное развитие экономики региона.