Правительство Ленинградской области пытается стимулировать развитие конкуренции в среде малого и среднего предпринимательства. Для этого разработана целая программа развития конкуренции в 47 регионе. По оценке предпринимателей, работающих в секторе малого и среднего бизнеса, за все время существования этого документа, заниматься бизнесом им легче не стало. По мнению же экспертов, развивать конкуренцию искусственно и вовсе не стоит.
 
МОРЕ ПРОБЛЕМ, ОДНО РЕШЕНИЕ
 
Программа развития конкуренции в Ленинградской области рассчитана на 2010-2012 годы. По мнению областных чиновников, малому и среднему предпринимательству развиваться самостоятельно довольно сложно - ведь у него, у бизнеса, много проблем, которые ограничивают его конкурентную среду.

По данным областного комитета по развитию малого, среднего бизнеса, сложности у предпринимателей в 47 регионе складываются, к примеру, с получением кредитов, а также при оформлении лизинговых сделок, так как у бизнесменов отсутствует достаточное залоговое обеспечение и кредитная история. Банки неохотно дают в кредит небольшие суммы, которые требуются малым предприятиям, а ограниченные пока возможности в предоставлении поручительств не позволяют многим средним предприятиям снять проблему нехватки залогового имущества при обращении за кредитами в банки.

Также малый бизнес не может составить конкуренции крупным предприятиям, претендующим на те же производственные площади. При этом в собственности региональных и муниципальных органов власти нет достаточного количества свободных площадей, которые могут быть предоставлены на льготных условиях малому бизнесу. Для малых предпринимателей непреодолимым барьером становится участие в государственном заказе, так как крупным предприятиям легче гарантировать выполнение более выгодных условий.

Начинающие предприниматели также поставлены в менее выгодные условия при подключении к ресурсоснабжающим системам - стоимость электроэнергии, водо- и газоснабжения неадекватно высока для малых предприятий. Кроме того, начинающие предприниматели зачастую не представляют всех трудностей, связанных с ведением бизнеса, которое требует профессиональных знаний, знаний по ведению бухучета и отчетности, по менеджменту и маркетингу, обучение для них тоже представляется проблематичным, так как оно дорого и требует значительных затрат времени.

Для решения этих и других проблем создана специальная программа. В соответствии с ней, правительство Ленобласти будет добиваться упрощения ведения предпринимательской деятельности, сокращения административных барьеров, развития логистической, торговой, энергетической информационной инфраструктуры. По словам начальника отдела региональной статистики комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Людмилы Потаховой, сейчас идет более детальная проработка положений программы.

 

КОНКУРИРОВАТЬ НЕ С КЕМ

Все бы хорошо, но вот, по мнению заинтересованных лиц - самих предпринимателей -  говорить о развитии конкуренции в бизнес-среде 47 региона пока слишком преждевременно. Да и в некоторых отраслях областной экономики прежде чем развивать конкуренцию, надо изначально развить сами эти отрасли. Так, к примеру по словам генерального директора Гатчинского спиртзавода, ни о каком развитии конкуренции в отрасли, в которой она работает, речи пока что не идет - не с кем соревноваться. "В Ленинградской области остался один-единственный спиртовой завод, поэтому конкурировать предприятию не с кем. И вовсе не потому, что так хорошо идут дела - просто наш завод единственный сумел выжить", - считает она.

По словам председателя общественной организации "Биодинамика" (работает в Лужском районе) Ирины Беляковой, в ее отрасли конкуренции также не наблюдается - все по той же причине, что у Гатчинского спирт завода - из-за отсутствия каких-либо конкурентов. "Я с радостью, конечно, услышала о существовании различных программ по поддержке областного бизнеса, с удовольствием узнала, что государство о нас заботится. Вот только наличие этих программ мне никак не поможет при ведении бизнеса, сейчас у меня даже техники современной нет, только старый трактор. Так что наличие этих программ меня, безусловно, радует", - иронизирует она.

По мнению генерального директора Северо-Западного фонда защиты потребителей Сергея Гудкова, проблема в том, что те инструменты, которые пытается создать государство, плохо применимы к реальной жизни. "Сейчас существует два мира: один иллюзорный (государственный), второй реальный, в котором работают предприниматели. Пока эти два мира не соприкоснутся, говорить о каких-либо подвижках в экономической отрасли не представляется возможным", - считает Гудков.

Впрочем, при искусственном создании конкурентных условия для бизнеса встает и закономерный вопрос: а зачем их, собственно, создавать, ведь в бизнесе должен выживать сильнейший? По мнению руководителя УФАС по Ленинградской области Вадима Владимирова, есть противоречие, ведь конкуренция это борьба за существование, и развивать конкурентную среду должны сами предприниматели, а уж никак не получит ее сверху от государства. "Государство должно хотя бы не мешать бизнесу развиваться. Спустя двадцать лет после того, как в России появилась рыночная экономика, мы задумались о конкуренции. До этого думали, что предпринимательство само себя разовьет", - отмечает он.

 

Юлия Гильмшина, 47News

фото: банковский кредит под залог машины