Несколько месяцев назад смену главы Федеральной таможенной службы связывали ни много, ни мало – с посланием российского президента Федеральному собранию. Бывший сослуживец Путина Андрей Бельянинов, по сути, был представлен как человек, который наконец-то наведет порядок в наших таможенных органах. Назначение нового начальника СЗТУ Игоря Власенко именно так воспринималось по отношению к нашему региону. «Сейчас начнётся», - сказали те, кого достало вымогательство со стороны чиновников в синих мундирах.


Не началось. Такой вывод можно сделать из интервью, которое дал нам на условиях анонимности бизнесмен Виктор, занимающийся внешнеэкономической деятельностью...


На снимке, который он принес в редакцию – унитаз. Внутри плавают стодолларовые купюры. Говорят, так старший оперуполномоченный оперативно-розыскного отдела Санкт-Петербургской таможни Сергей Скоп пытался утопить взятку в момент задержания. События развивались на Юго-Западном посту. А ещё Виктор говорит, что общая сумма взяток на таможенном посту с пропускной способностью, как у Юго-Западного, может составить 6 миллионов евро в год. Это больше, чем стоимость только построенного в Карелии нового таможенного терминала...


Резкость заявления настораживает и заставляет усомниться в правдоподобности. Но мы решили выпить с Виктором по чашке кофе и как минимум выслушать. Первый вопрос: как такое возможно?


- Очень просто, - отвечает Виктор. – Чтобы пропустить через таможню обычную фуру с обычным грузом, надо заплатить минимум 500 долларов. Это самый минимум. Обычно выходит 700-800, может, и побольше. Будем считать, 800 долларов – в среднем.


Корр.: - А мне говорили, будто растаможить фуру, скажем, с дешёвой мебелью из ДСП, стоит 30-35 тысяч долларов.


- Вам правильно говорили. Это – официальные платежи. Давайте сначала. Вы – грузополучатель, я – таможенный брокер. Вам нужно привезти что-то из-за границы, вы, естественно, обращаетесь ко мне, потому что таможенное оформление – штука специфическая. Для того брокеры и существуют. Я выставляю вам счет. Официально, по прейскуранту. А, кроме того, я вам говорю, что только за официальные платежи вы груз не получите, потому что есть неформальная часть. Она стоит из расчета, как я уже сказал, минимум 500 баксов за фуру.


- Наличными?


- Наличными. Вы даете мне деньги, и в положенный срок без всяких задержек получаете груз.


- Без всяких задержек... А какие у таможенников есть законные основания груз задерживать?


- Они им не нужны. Представьте: сидит сотрудник, скажем, оперативно-розыскного отдела таможни, включает компьютер и видит: приехали фуры, за которые ему не заплачено. Он звонит на пост и просит без него не оформлять. Потом приезжает, интересуется, что и как, задает всякие наводящие вопросы, потом включает механизм изъятия денежных средств у владельца груза.


- Какой механизм?


- Проверку всех документов, досмотр груза, причем, полный – с разгрузкой, помещением на склад временного хранения и так далее. По нашему законодательству, это всё – за счёт клиента. Попавшие в такие жернова несколько фур обойдутся владельцу в десятки тысяч долларов: 500 за разгрузку, 120 евро за каждые сутки хранения груза, фуры и прицепа на складе, 500 за погрузку. А у владельца груза тем временем, между прочим, поджимают сроки. Как правило, он груз-то не себе везет, а значит, связан обязательствами с некой торговой организацией. В конце концов, клиент понимает, что проще заплатить.


- Так каковы основания для включения этого, как вы выразились, механизма изъятия денежных средств:


- Они одинаковые во всех правоохранительных органах: поступила оперативная информация о том, что в вашем грузовике контрабандный груз. Пойди, проверь, что не поступила!


- Грузополучатель может оспорить действия таможенников в суде.


- Может. Года через полтора он выиграет процесс. А бизнес у него срывается сейчас, сегодня.


- Вернемся, если позволите, к пятистам баксам за фуру. Я как грузополучатель даю вам как брокеру эти деньги, а что дальше? Каков путь денег, по окошечкам?


- Понимаете, в оформлении любого импортного груза участвуют несколько отделов соответствующего таможенного органа. Отдел таможенной стоимости, досмотровый отдел и так далее. Их всего штук пять-шесть. В каждом работают сотрудники, которых не устраивает работа только за официальную зарплату. Поэтому ваши 500-800 долларов я долларов по 100 разношу по этим отделам. В результате ваш груз быстро оформляется и выпускается в свободное обращение.


- Сколько же всего нелегальных денег проходит через таможню...


-  А что тут думать! Давайте посчитаем. Например, через один из таможенных постов, на котором я работаю, ежедневно проходят машин сорок. Помножим пусть даже на 500 долларов, чтобы был самый минимум. Получается 20 тысяч долларов в день. Помножим на 20 рабочих дней в месяц и на 12 месяцев – почти 5 миллионов долларов.


- Впечатляет. Но мне как-то тяжело представить: на каждом таможенном посту работает несколько десятков брокерских компаний. Выходит, у окошечек соответствующих отделов ежедневно стоят очереди из людей с пачками денег?


- Ну, это не так примитивно. Во-первых, у всех компьютеры, там, в таможне, есть люди, которые прекрасно знают, кто и сколько им должен, периодически они встречаются с брокерами или с посредниками и получают деньги. Кроме того, большинство брокерских компаний – крупные, очень влиятельные фирмы. Соответственно, серьезные клиенты, у которых большие потоки, обращаются к ним. Если вы подойдете к любому сотруднику такой компании и спросите, ходит ли он с пачками денег к таможенникам, он вам честно скажет, что нет. Там вопросы решаются на уровне руководителей, и до рядовых сотрудников таможни мало что доходит.


- То есть, удел тех, кто на таможенных постах – небольшие фирмы?


- В принципе, да. Такие, как арестованный за получение взятки оперуполномоченный Скоп, работают с теми, кто не может решать вопросы «сверху».


- Выходит, через таможню за эти самые 500-800 долларов можно провезти всё, что угодно, любую контрабанду?


- Вовсе не выходит. Все это время мы с вами говорим только о «белых» грузах. Контрабанда к этому никакого отношения не имеет.


- Вы же сами сказали, что при наличии «абонентской платы» грузы проходят быстро и без досмотров.


- Так и есть, но контрабанда, даже «серые» грузы (то есть, оформленные не совсем так, как следует), рано или поздно выявятся. Во-первых, есть другие правоохранительные органы, для которых привлечение к уголовной ответственности сотрудника таможни – показатель хорошей работы. Кроме того, могут настучать конкуренты, опять же, инспектор для очистки совести может бегло досмотреть груз. В общем, никто не возьмет на себя смелость платить абонентскую плату за «белый» груз и под честное слово таможенников везти «серый» и, тем более, «черный». Когда вскроется, а вскроется, повторю, обязательно, этим людям придется забыть, что такое внешнеэкономическая деятельность.


- Выходит, контрабанды на таможне нет?


- Да, почему же нет? Есть, конечно, только там абонентская плата другая.


- Какая?


- Точно не скажу, не мой профиль. Думаю, десятки тысяч долларов за каждый автомобиль.


Павел Викторов, Диана Васильева, Герман Петров


Полный вариант этого материала читайте в газете «Ваш тайный советник» в ближайший понедельник 18 сентября.