Есть тревожное ощущение, что в этом году на крышах домов в деревнях и поселках Ленобласти чаще, чем обычно, начнут плясать «красные петухи». Почему? Потому что вот уже три месяца муниципалы должны сами заботиться о пожарной охране вверенных им территорий (с января 2006 года власти в муниципальных образованиях получили право самостоятельно распоряжаться своими бюджетами и собирать налоги в местную казну). Но пока что в Ленинградской области созданы две собственные муниципальные пожарные части - в Каменногорске и в Тайцах. Всего же таких частей должно быть 44. Получается, что жизнь и имущество многих жителей области вообще не защищены от пожаров. А ситуация, сложившаяся в поселке имени Морозова, и вовсе уникальная.


За три последних месяца в районе поселка Морозова Всеволожского района произошло 10 пожаров. В двух случаях постройки сгорели до фундамента. Выезжать в эти места обязаны пожарные из Всеволожска и Кировска. Оба эти города расположены примерно в 25 километрах от Морозовки, а пожарные машины могут приехать оттуда не раньше чем через час после вызова. И чаще всего приехавшим пожарным остается только заполнить документы, по которым погорельцы смогут получить компенсацию (при условии, если их имущество было застраховано).


Между тем в самом поселке Морозова есть своя пожарная охрана. Впервые она появилась здесь в 1914 году при одном из крупнейших в стране оборонных предприятий - заводе имени Морозова (до Великой Отечественной войны этот завод выпускал порох, а после выполнял другие военные заказы государства). До 2006 года деньги на содержание морозовских пожарных поступали из трех источников: платил сам завод, были поступления из МЧС России, поскольку в их обязанности входит охрана этого объекта, перечисляло средства и областное правительство, чтобы местные пожарные обслуживали не только завод, но также поселок и ближайшие садоводства, которых там несколько тысяч.


Но с 1 января 2006 года вступил в силу Закон «О общих принципах организации местного самоуправления», по которому районные и поселковые администрации стали распоряжаться собственными бюджетами и собирать налоги на своих территориях. В частности, на их плечи легла и организация пожарной охраны. Правительство Ленинградской области больше не обязано заботиться о пожарной безопасности, в частности в поселке Морозова. Соответственно, в областном бюджете на 2006 год не заложены средства на содержание морозовской пожарной охраны. А в МЧС, которому подчиняется эта пожарная охрана, могли посчитать примерно так: мы должны охранять только оборонный объект, на это и будем выделять деньги; заводу, который в начале 2000-х годов задолжал энергетикам около 40 миллионов рублей и чуть было не обанкротился, не нужна такая многочисленная пожарная охрана, как сейчас.


В общем, морозовскую пожарную часть в скором времени сократят, не исключено, что до одного отряда. А это всего семь человек, которые постоянно должны быть готовы выехать на завод. У них не будет ни возможности, ни сил заниматься тушением пожаров в Морозовке, а тем более в садоводствах.


Как рассказывает Владимир Кудрявцев, начальник ГУ МЧС России по Ленинградской области, муниципальные власти Морозовки не предусмотрели в своем бюджете на 2006 год средств на организацию поселковой пожарной охраны. Узнав об этом, местные жители испугались: неровен час, их просто некому будет спасать от пожаров. Между тем иногда в поселке случалось по 12 возгораний в день, а за год в Морозовку и в садоводства пожарные приезжают около 150 раз. Смекнув это, жители Морозовки пожаловались «батюшке» - губернатору Ленинградской области Валерию Сердюкову. В областном правительстве пошли навстречу, и пару недель назад появился договор, по которому до 2007 года морозовские пожарные все-таки будут выезжать в поселок, а правительство Ленинградской области обязуется компенсировать соответствующие затраты на бензин и оборудование.


В общем, до 2007 года жители Морозовки могут быть относительно спокойны насчет пожарной безопасности своего поселка. А вот что будет потом - темный лес. В течение года муниципалам поселка Морозова предстоит решить, как быть с местной пожарной охраной. Самый простой и наименее затратный из вариантов, по мнению Владимира Кудрявцева, это найти средства, чтобы нанять еще два десятка пожарных. Работать они вполне могут в том же депо и на той же технике, что и пожарные, охраняющие завод. Правда, эти данные несколько разнятся с цифрами, которые приводит Владимир Тыщенко, заместитель начальника морозовской пожарной части. По его словам, для создания отдельной муниципальной пожарной охраны, которая тушила бы пожары в ближайших населенных пунктах, нужен 31 человек. При этом в год потребуется 1 миллион 900 тысяч на выплату зарплаты, 84 тысячи - на горюче-смазочный материал, 600 тысяч - на ремонт автотехники и зданий пожарного депо, 1 миллион 200 тысяч - на коммунальные услуги.


Ситуация в Морозовке, по словам Владимира Кудрявцева, стала исключением. Жителям поселка не повезло по двум причинам. Что касается первой, в Ленинградской области всего пять заводов, охраной которых занимается пожарная часть, подчиняющаяся МЧС. Кроме завода имени Морозова среди них такие, например, как «Киришинефтеоргсинтез» и «Хенкель-Эра». Понятно, что на развивающихся заводах не сокращали численность пожарной охраны и у тех пожарных есть возможность выезжать и в населенные пункты (естественно, за отдельную муниципальную оплату). Вторая причина в том, что поблизости от Морозовки нет городов и поселков, откуда пожарные могли бы приехать точно так же быстро, как и из морозовской пожарной части.


Если с Морозовкой, можно надеяться, как-нибудь разберутся, то вопрос, что станет с ближайшими к поселку садоводствами, похоже, так и остается открытым. Как уже было сказано, сейчас морозовские пожарные туда не выезжают. А пока до садоводств добираются пожарные из соседних населенных пунктов, проходит не меньше часа. Считается, что садоводства - это не населенный пункт, а организация, которая сама должна заниматься своей пожарной безопасностью. Например, садоводству близ Морозовки предлагается создать добровольную пожарную команду, которую содержали бы владельцы садоводств, или нанять коммерческую организацию.


За последние три месяца на пожарах в садоводствах около Морозовки люди не гибли. Но ведь была зима. А вот начнется дачный сезон, народ выедет на свои участки. Рядом начнут жечь прошлогоднюю траву. Не исключено, что тогда последствия от пожаров будут более серьезными. И это, кстати, касается не только садоводств около Морозовки. В положении заложников с этого года могут оказаться собственники жилья или участков на тех территориях, где местные власти или правления садоводств не создали своей пожарной охраны или не заключили договоры с соседними пожарными частями, откуда можно приехать за 5-7 минут.


Между тем во всей Ленобласти положение с пожарной безопасностью далеко не утешительное. На пресс-конференции в конце февраля 2006 года главный государственный инспектор Ленинградской области по пожарному надзору Виктор Лузин заявил журналистам, что в области практически нет объектов, где полностью выполнялись бы правила пожарной безопасности. По его словам, почти каждая проверка заканчивается привлечением к ответственности юридического или физического лица. По закону пожарные инспекторы могут проверять, выполняются ли гражданами правила пожарной безопасности, не чаще одного раза в два года. При этом проконтролировать предприятия и организации им еще как-то удается, но добиться, чтобы дверь открыл владелец частного дома или квартиры, бывает очень сложно. Впрочем, объяснение этого очевидно: люди опасаются - мало ли кто может представиться пожарным инспектором?


По данным Госпожнадзора, в первом квартале 2006 года в Ленинградской области произошло 1036 пожаров, на которых погибли 127 человек. 241 человека удалось спасти. Как рассказал Айк Погосян, заместитель Виктора Лузина, 70-80 процентов пожаров в Ленинградской области происходит в жилом секторе. 20 процентов из них - это следствие неосторожного обращения с огнем (чаще всего из-за курения в постели или при игре с огнем детей). На втором месте среди причин пожаров - неисправность и неправильное использование электросетей и электробытовых приборов.


Среди основных причин пожаров в Ленинградской области в Госпожнадзоре называют и поджоги. За первые три месяца 2006 года их фиксировали 19 раз. Как предполагают пожарные, часто дома поджигают, ограбив их, чтобы скрыть следы преступления. Но нередко поджигателей нанимают лица, заинтересованные в той территории, на которой стоит дом. Особенно часто поджоги такого характера происходят в элитных районах. По причине неисправного печного отопления в этом году в Ленобласти произошло 85 пожаров, в то время как за первые три месяца прошлого года - 61. Увеличение в этом году на 39, 3 процента количества пожаров, связанных с печным отоплением, в Госпожнадзоре объясняют холодами в начале года. Чаще всего пожары такого рода происходят из-за неисправности или изношенности печей. Но даже если инспектор вовремя замечает эти нарушения, ситуация сильно не меняется: у большинства сельского населения нет ни сил, ни средств на замену системы печного отопления.


Не секрет, что представляют собой в настоящее время органы местного самоуправления, насколько они умеют взаимодействовать с властями субъектов России и федеральными органами. Конечно, можно пенять на так называемый болезненный период их становления и долго говорить о том, что муниципалам сложно справиться с возложенной на них ответственностью. Но с этого года, кроме них, проблемами людей на местах заниматься больше некому.


Дарья Высоцкая


Публикуется с сокращениями. Полная версия будет опубликована в еженедельнике «Ваш тайный советник» 8 мая 2006 г.