Отношения торгово-промышленных палат Петербурга и Ленобласти до сих пор не урегулированы. «Конфликта нет, есть здоровая конкуренция», - считает президент областной палаты, вице-губернатор Ленинградской области Рашид Исмагилов. О взаимодействии и борьбе двух палат, а также о неисчерпаемом потенциале 47-го региона и о том, как «ухаживать» за инвесторами Рашид Исмагилов рассказал в интервью 47News.

- Рашид Фаатович, совсем недавно разгорелся конфликт между торгово-промышленными палатами (ТПП) Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вы можете дать оценку этой борьбы как президент Ленинградской палаты: в чем ее смысл и кто, по-вашему, останется в ней победителем?

- Дело в том, что бизнес - это прагматичная составляющая нашей среды обитания, и просто лозунгами и призывами "Давайте жить лучше!" его не проймешь. Предпринимателям нужно видеть реальные дела, и они их видят в нашей палате. К тому же, возможно, некоторые услуги мы предоставляем несколько лучше, чем остальные палаты. Настолько лучше, что наши соседи на нас обижаются, говоря о том, что мы навязали конкурентную борьбу.

Но любая конкуренция предполагает борьбу. Только вот кто с кем борется? Это не борьба между палатами, между собой, это борьба за рынок услуг, который палаты оказывают. И прежде всего, за инвестора, который ждет гарантий безопасности, комфортной работы на том или ином рынке. И если бы наши коллеги из Петербургской ТПП имели в виду этот вид борьбы, то меня бы это весьма порадовало. Но конкуренции за инвесторов с петербургской палатой мы, честно говоря, не видим. Давайте помнить о том, что в конкурентной борьбе всегда выигрывает кто-то третий - потребитель услуг, в результате конкуренции снижается цена услуг и повышается их качество. Бояться конкуренции не надо, ее надо поощрять.

- Получается, что основная цель деятельности торгово-промышленной палаты это борьба за инвестора?

- Борьба за инвестиции идет сейчас во всем мире, а не только в нашем регионе. В этой работе должны быть привлечены целые институты гражданского общества, и мы нашу палату как раз рассматриваем как один из таких институтов. Как член правительства Ленинградской области я вижу в палате серьезного игрока, который помогает региону выстраивать отношения с инвесторами.

- Не секрет, что в 90-е годы инвестиционная привлекательность Ленинградской области была выше, чем сейчас. Как Вы это объясните?

- Я бы не сказал, что инвестиционная привлекательность Ленобласти ухудшилась. Речь можно вести о том, что за последние десять лет улучшилась инвестиционная привлекательность других регионов - за счет растущей конкуренции с соседями инвестиционный потенциал нашей области не кажется таким высоким. Но исчерпали мы далеко не весь потенциал.

- Ваша функция как вице-губернатора Ленинградской области как раз и состоит в том, чтобы повышать этот потенциал, о каких суммах инвестиций идет речь?

- Действительно, в правительстве я отвечаю за взаимодействие региона с федеральным центром, основная моя задача - привлечение федеральных инвестиций в экономику области. Приступил я к работе в 2006 году, в 2007 году область привлекла инвестиции по федеральным программам в размере более 11 млрд. рублей, в 2008-м мы получили 32 млрд. руб., а в прошедшем 2009 году эта цифра увеличилась до 59 млрд. рублей. И это только по федеральным программам. Всего же в прошлом году в развитие области было инвестировано 193 млрд. рублей. В эту цифру входят также иностранные инвестиции (их объем в 2009 составил свыше 35 млрд. рублей), а также инвестиции частных российских компаний.

- Какие компании, по вашему мнению, наиболее привлекательны для развития области?

- Хороший инвестор - Российские железные дороги: 16 млрд. рублей собираются инвестировать в строительство и реконструкцию дорог в Ленобласти в этом году. Что касается западных инвесторов, то очень эффективно работает Nokia Tyres, которая располагается во Всеволожске. Завод компании по всем параметрам - исключительный: только налогов он платит на сотни миллионов долларов.

- Целесообразно ли с точки зрения экономики такая зависимость бюджета от налоговых отчислений крупных предприятий?

- Ни о какой зависимости сегодня речи не идет - в области нет экономической доминанты, региональных олигархических группировок, которые бы контролировали экономику региона. Сейчас у нас нет ни одной компании, у которой бы доля поступлений от налогов в бюджет составляла более 5%. 15 лет назад более трети налогов поступало от одного градообразующего предприятия - Киришского НПЗ. А сегодня же диверсификация экономики позволяет смикшировать все внешние удары кризиса.

- Вы приводите в пример крупные компании, которые успешно действуют на территории области. А какие компании в регион не удалось привлечь?

- Вы знаете, это уже почти философский вопрос. Это как в отношениях: когда молодой человек ухаживает за девушкой, он не обязан сразу жениться. Так и в бизнесе - кто-то присматривается, пробует, а затем либо получается, либо не получается. Быть инвестором - это ответственное дело, не у всех получается. Для того, чтобы получалось у всех, мы должны разрабатывать новые формы работы с инвесторами.

- Что же необходимо изменить в формах работы с инвестором?

- Дело в том, что раньше мы работали по форме "якорный инвестор". Например, приводили в Тосно компанию Henkel - бренд известный, инвестиции приличные. За ним пришли Caterpillar, Roca, и там образовался маленький промышленный кластер. По такой же схеме развивалась площадка, оставшаяся в наследство от Советского союза во Всеволожске - Кирпичный завод. Там появился завод Ford, затем пришел Nokia Tyres. Но эта схема в значительно степени исчерпалась.

Сейчас надо выходить на создание современных промышленных зон нового образца - с управляющими компаниями, которые бы готовили всю инфраструктуру в промышленной зоне. Делается это для того, чтобы потенциальный инвестор не занимался вопросами подключения воды, электричества. Мы хотим добиться такого уровня, чтобы инвестор, придя на площадку, получал все нужное для нормальной работы: подключение к инженерным сетям, коммуникациям, другие необходимые услуги.

- Если получится создать такого рода площадки, Вы рассчитываете на приход в Ленобласть промышленных гигантов?

- Совсем необязательно привлекать инвесторов-гигантов, например, Philip Morris. Лучше мы расположим на площадке в 300 гектар 50 заводов. Это мировой опыт - и на западе такие промышленные кластеры чувствуют себя превосходно. За счет этого можно "разгрузить" и Санкт-Петербург, который уже слишком мал для развития производства, но ведь пойти петербургским предприятиям по сути некуда - площадки еще не подготовлены.

- Идея в целом выглядит вполне перспективной. Но как правительство собирается привлекать этих самых инвесторов для строительства промышленных кластеров?

- Правительство и не будет заниматься поиском этих инвесторов. Как уже говорили в начале, я являюсь президентом торгово-промышленной палаты Ленинградской области, на сегодняшний день в нее входят более 4300 компаний, то есть мы объединяем самые крупные экономические силы Петербурга и Ленобласти. Областная ТПП сегодня - это один из значимых институтов, который участвует в комплексной модернизации всего социально-экономического уклада Ленинградской области. В нашей палате есть внешние партнеры, имеющие возможность крупных инвестиций в страну, и я не исключаю, что создание таких промышленных зон будет происходить именно с их участием. Я думаю, что палата может выступить в этом процессе в качестве управляющей компании.

- То есть Вы хотите, чтобы бизнес сам искал инвесторов для строительства новых промышленных зон на территории Ленинградской области. Вы уверены, что правительство региона поддержит эту идею?

- Я сам член правительства и знаю ситуацию изнутри. В данном случае я выступаю в двух лицах. За счет того уровня доверия, которым палата обладает в глазах моих коллег по правительству, дистанция между бизнесом и властью в регионе становится короче. Мой коллега по правительству Григорий Двас (вице-губернатор - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти - ред.) - человек весьма либеральных и прогрессивных взглядов. Мы с ним уже подбираем площадку под такой проект. Губернатор в этом нас поддерживает. Для меня знаковым было заседание правительства, которое прошло не так давно, где губернатор заявил, что при формировании бюджета на 2011 год и ближайшее трехлетие до 25% доходной части бюджета надо тратить на развитие экономики. Это может быть незаметно оказалось для прессы, но это очень смелое и своевременное заявление. Это еще один мощный импульс инвесторам: если правительство региона готово четверть своих доходов направить в реальный сектор экономики, на поддержку инвестиционной составляющей, то и инвестор будет готов идти в этот регион.

- Уже есть планы по тому, какие компании могут начать развивать этот подход?

- Начинать мы планируем с компании Renaissance Conscruction. Сейчас она занимает 63 место в мире по объему подрядных работ, капитал у этой компании турецкий. Сейчас мы обсуждаем строительство промышленной зоны в Ленобласти. Компания сама может выступать и инвестором, и девелопером, и строителем - она уже построила в России почти 450 объектов, в том числе все здания компаний IKEA и Ашан. Они готовы работать под будущих заказчиков - сейчас у них есть уже 10-12 компаний, которым нужны готовые площадки.

Беседовала Юлия Гильмшина

47News