Областная политика еще не вышла из летней спячки, контуры будущих политических баталий пока в тумане, и на первом плане темы сугубо практического плана.


Губернатор Сердюков продолжил борьбу за реализацию на территории области национального проекта по доступному жилью, при этом на орехи досталось, прежде всего, областному строительному комплексу. Причины для орехов имелись - 80 процентов нового жилья приходится на долю индивидуального строительства, при этом показатели ввода жилья в эксплуатацию (по сравнению с прошлым годом) падают, а выделенные на реализацию национального проекта бюджетные средства осваиваются с трудом.


Кончилось все оргвыводами: четыре года возглавлявший Комитет по строительству Ленинградской области Олег Алимпиев потерял свой портфель. Правда, совсем из строительной сферы он не уходит, так как будет курировать работу с консорциумом ведущих строительных компаний города и области, о создании которого мы уже писали. Таковы факты, а теперь начинается гадание на политической гуще. Аналитиков весьма заинтересовало, почему крайним оказался отработавший в строительной сфере почти 35 лет Алимпиев, ведь за провальный участок отвечал не столько он, сколько «профильный» вице-губернатор Николай Пасяда.


Свой пост бывший строительный бизнесмен и бывший депутат областного ЗС занимает с лета прошлого года, по логике ему и отвечать за положение во вверенной ему отрасли. Губернатор же рассудил по-своему, видимо, сочтя личный ресурс г-на Пасяды более перспективным. Любопытна и кандидатура преемника Алимпиева. Им стал бывший заместитель главы Приозерского района Сергей Абрамчик, долгие годы отработавший в сфере ЖКХ.


Перевод одного из муниципальных чиновников в областное правительство по мнению наблюдателей призван показать муниципальной власти, что и ее представители могут быть востребованы наверху. Если станут играть по правилам, одним из которых является предоставление земельных участков на торги под новое строительство, с чем имеются определенные сложности.


Что до муниципалов, то их мотивировка проста: у них нет в достаточном количестве инженерно подготовленных территорий. Формально так и есть, однако сугубо экономический вопрос может принять остро политический характер. Противники губернатора накануне выборов в ЗАКС крайне заинтересованы в нагнетании антисердюковских настроений, как среди избирателей, так и московских коридорах. Лучшего же повода, чем срыв программы жилищного правительства им не найти.


То, что за первую половину 2006 года введена в строй лишь четверть от запланированного объема нового жилья, не отрицает никто. Цифры выглядят удручающе. Другое дело, что эффективно саботировать действия Сердюкова ни в областном парламенте, ни в областном правительстве не выходит. Чиновники ходят под губернатором, да и парламентариям ссориться с исполнительной властью меньше чем за год до выборов не с руки. Зато ударить по сердюковской команде через муниципальные образования вполне реально: полномочий у муниципалов теперь хватает.


Это, видимо, и объясняет решение правительства Ленобласти, специальным постановлением фактически отобравшего у муниципальных образований право выделения под жилищное строительство сельхозземель, на которых осуществляется племенное животноводство. Раньше изменение режима использования участка определялось на местах, теперь этим будет заниматься земельная комиссия при областном правительстве. Федеральному законодательству это не противоречит, поскольку речь идет не о запрете на куплю-продажу земли, а о том, как эти земли будут использоваться.


Очевидно, что губернатор нацелился убить одним постановлением двух зайцев. Во-первых, все серьезные игроки земельного рынка будут вынуждены централизованно договариваться с областными властями и играть по их правилам. Во-вторых, Сердюков получает поддержку достаточно влиятельного аграрного лобби, что накануне выборов с последующим подтверждением уже новым парламентом полномочий губернатора ему явно не помешает.


Ну а свою заинтересованность в поддержке экологических организаций областное правительство продемонстрировало, заявив о намерении создать новые особо охраняемые природные территории в Волосовском и Ломоносовском районах. При этом положены под сукно планы по продаже земельных участков в областном поселке Кудрово во Всеволожском районе. Еще в 2004году было решено, что эта деревня превратится в город с населением в 40 000. Проект является весьма перспективным для частных инвесторов, вот областные власти и решили попридержать землю. В этом вопросе они полностью совпадают с позицией администрации Всеволожского района, что в свою очередь гарантирует главе района Игорю Самохину поддержку в противостоянии с муниципалами первого уровня из Колтуш и Сертолово. Ну а как конкретно станут развиваться события станет ясно уже в сентябре, когда в ЗС начнется работа над проектом бюджета на 2007 год. То, в какой редакции будут утверждены его параметры, покажет и серьезность намерений Сердюкова в «году больших выборов», и степень его влияния на действующий депутатский корпус.


Кирилл Владимиров