Ленинградская область сделала первый шаг на пути к разрешению давнего спора о компенсации из областного бюджета убытков "СЗППК" - компании, организующей пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Депутаты областного парламента намерены рассмотреть вопрос о данных расходах при обсуждении бюджета-2010. Впрочем, конкретная сумма компенсации, которую область готова будет платить перевозчикам, пока не называлась.

Напомним, что вопрос возмещения убытков уже давно является поводом для споров между "Северо-Западной пригородной пассажирской компанией" ("СЗППК") и областным комитетом по транспорту. Эти взаимоотношения неоднократно поднимались на различных совещаниях, рассматривались транспортной прокуратурой и Управлением ФАС по Ленобласти. Вопрос был прост: платить или не платить деньги из областного бюджета за пригородные перевозки? "СЗППК" считала, что "платить" и настаивала на заключении договора на услугу перевозок с региональным правительством. Областной комитет по транспорту, в свою очередь, заявлял, что без каких-либо конкретных на то оснований возмещать убытки компании не намерен.

В итоге «лед тронулся» только сегодня: в среду, 28 октября, состоялась встреча начальника ОЖД Виктора Степова с председателем постоянной комиссии по бюджету и налогам Законодательного собрания Ленобласти Анатолием Зайцевым. По итогам обсуждения парламентарий заявил, что  вопрос о возмещении убытков "СЗППК" будет депутатами региона рассмотрен. «Сегодня такая строчка (на компенсацию убытков "СЗППК" - прим. ред.) в бюджете есть. Согласовать объем перевозок, комплектацию, стоимость - это уже рутинная работа», - сообщил Зайцев.

Конкретные сроки рассмотрения этих вопросов, а также сумму компенсации, на которую готов согласиться регион, парламентарий не назвал, сославшись на то, что бюджет-2010 ЗакСом пока не рассматривался. «Контракт без сомнения будет подписан, без него просто невозможно работать. Сейчас идет стадия его согласования. Когда мы договоримся, реализация будет происходить достаточно быстро», - отметил, в свою очередь, начальник ОЖД Виктор Степов.

Генеральный директор «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» Константин Воронцов в очередной раз обратил внимание на 184-й федеральный закон, в соответствии с которым организатором транспортных перевозок является субъект РФ. Кроме того, в соответствии с 17-м ФЗ, этот субъект вправе выступать в части госрегулирования тарифов. По словам гендиректора «СЗППК», на сегодняшний день у компании отсутствуют документы, регламентирующие организацию пассажирских перевозок в Ленобласти. Не просчитаны также объемы и количество перевозок в регионе. «В связи с этим у нас отсутствует стабильность транспортного обслуживания населения, а компания несет убытки», - заявил он. По его данным, в 2009 год сумма убытков за перевозки в Ленобласти составил 1,2 млрд. рублей.

В качестве примера компания, уже по традиции, привела ситуацию с компенсацией их убытков со стороны Санкт-Петербурга (правительство северной столицы, кстати, входит в состав учредителей "СЗППК"). Так, от Петербурга сумма возмещения выпадающих доходов в этом году составила 155,3 млн. рублей. Компенсируют убытки железнодорожников от пригородных перевозок также ряд областей - Тверская (63,4 млн. рублей), Новгородская (13,5 млн. рублей), Мурманская (3,9 млн. рублей), Псковская (3 млн. рублей), республика Карелия (9,4 млн. рублей). «Все регионы имеют в своем бюджете строчки на компенсацию перевозок. За исключением Вологодской области, которая отказалась от госрегулирования тарифов на перевозки, и Ленинградской, где уже исторически сложилось отсутствие этой строчки», - заявил заместитель начальника ОЖД по экономике и финансам Павел Бурцев.

После этого, Павел Бурцев предложил включить в облбюджет расходные обязательства по выплате компенсации «СЗППК» и уже на основании этого заключить контракт на перевозку пассажиров. В свою очередь, генеральный директор "СЗППК" Константин Воронцов в своем докладе предложил 47 региону заключить контракт на определенный объем перевозок - 9 маршрутов, на которых будут курсировать 12 пар поездов на сумму 372 млн. рублей. По его словам, речь идет о самых убыточных маршруты в Ленобласти, где невозможно создать альтернативный вариант перевозок автотранспортом. Среди таких Воронцов назвал Выборг - Хийтола и Волхов-Тихвин.

Людмила Петрова, 47News