Таких громких скандалов в политической жизни Петербурга не было уже давно. Уполномоченного по правам человека Игоря Михайлова отстранили от должности - быстро, жестко и неожиданно. Не последнюю роль в этой отставке сыграло участие сотрудников аппарата омбудсмена в муниципальных выборах в Ленинградской области.

Игорь Михайлов дал свое первое после отстранения от должности интервью коллегам 47News из газеты «Ваш Тайный Советникъ». Фрагменты этого интервью мы публикуем на нашем сайте.

- Подобные отставки не происходят просто так. Кому вы перешли дорогу?

- Ответить на этот вопрос я не могу. Я сейчас сам ищу факты, пытаюсь понять, что произошло. И почему так... жестоко.

- Вас выбирали уполномоченным со скандалом. Уходите тоже со скандалом. Вы по жизни скандальный человек?

- Нет, ни в коем случае. Тут другое. Один человек мне сказал: «Игорь, а ты не думал о том, что по каким-то стандартам ты просто во все это не вписываешься? Что не твое это - ни политика, ни омбудсменство». Похоже, получается, что даже в нынешней ситуации со мной обошлись не как со своим.

- Говорят, что вы оказывали давление на областной избирком, что сотрудники вашего аппарата участвовали в избирательной кампании в Ленобласти, в поселке Рахья...

- Они имеют право. Имеется всего лишь одно письмо, в котором я прошу дать возможность аппарату уполномоченного присутствовать при работе Всеволожской территориальной избирательной комиссии. Я имею право обращаться с такими просьбами. Мы ни на кого не давили, никому жить не мешали.

- В «обвинительном заключении» ЗакСа говорится о том, что вы вступались за главу областного поселка Рахья...

- Для начала - она петербурженка по месту регистрации. Разговор шел об ее отстранении от должности главы администрации поселка Рахья. Но в этом поселке даже нет своего бюджета. То есть он не обременен никакими предполагаемыми аппетитностями или вкусностями, за которые можно было бы бороться.

- А все-таки что у вас в Рахье? Может, дача?

- Дачи у меня там нет - это легко проверяется. Ситуация с главой поселка была год назад. А сегодня с Рахьей связаны три человека из моего аппарата. Рахью ребята выбрали только потому, что это абсолютно неприметный, очень маленький поселок, где ничего особенного не происходит. У них был чисто профессиональный интерес - изучить, как работает местное самоуправление в области. Поверьте - никакого прицела на Рахью лично у меня нет. Это совпадение.

- Вас также обвиняют в том, что вы отправляли отчеты губернатору Ленобласти Валерию Сердюкову, хотя это не входит в вашу компетенцию.

- Я не отправлял ему отчеты. Сердюков ничего не сможет предъявить.

- Ваш прогноз: как дальше будут развиваться события?

- В пятницу я подал заявление в суд. Я опротестовываю постановление Законодательного собрания о моем отстранении от должности. Какие у меня основания? Ну, например, в Уставе Санкт-Петербурга норма о должности уполномоченного не содержит положения о досрочной отставке.

- Если вас восстановят в должности, мстить врагам будете?

- Нет. Это будет не месть, просто в публичном судебном порядке с каждого попрошу объяснений. Я заставлю их отвечать за клевету.

Беседовала Елена Роткевич

Публикуется с сокращениями. Полная версия опубликована а еженедельнике "Ваш Тайный Советникъ" 26 октября 2009 года