Порт – основа любого прибрежного города. Если вам посчастливилось жить в таком городе, где есть порт, вас неминуемо туда потянет. Только благодаря портам выжили и развились такие города, как Марсель, Ливерпуль, Портленд, Вентспилс, Петербург. Теперь, правда, в борьбу с ними вступили порты Ленинградской области. Чем это обернется для Петербурга и Европы?


Куда перетекают грузы

Среднестатистический петербуржец, которому, как всякому загнивающему интеллигенту, хорошо только там, где его нет, уже привык к ситуации: когда в Петербурге плохо, в Ленобласти – хорошо. В этом плане история с портами ничего не прибавляет и не убавляет. Интересны подробности. В то время как грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за январь-июнь 2009 года сократился на 23% (до 22,6 млн тонн), через портовые комплексы Ленинградской области по-прежнему проходит четверть общего грузооборота российских портов, и этот общий оборот за 7 месяцев 2009 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,1% - до 279,5 млн тонн.

Поддержать оборот Петербургского порта пытаются на государственном уровне. По крайней мере, так считают в Прибалтике - например, в Литве убеждены, что все проблемы с прохождением грузов на российско-литовской границе связаны с желанием российской таможенной службы поддержать Большой порт Санкт-Петербург, конкурирующий с литовской Клайпедой и другими прибалтийскими портами. Ужесточение режима на границе с прибалтийскими странами должно сделать менее выгодной доставку импортных товаров из балтийских портов в Россию. В результате перевалка грузов может переместиться в порт Петербурга. Ужесточение режима на границе считается успешным результатом лоббистской деятельности владельца петербургского порта Владимира Лисина.

Но Лисин не учитывает другую опасность - возможность ухода грузов из его порта в порты Ленобласти. Такая тенденция наметилась еще в прошлом году. В январе-июле 2008 года стивидорными организациями Ленобласти, действующими на акватории Финского залива, переработано 57,6 млн тонн грузов, а за весь 2008 год - 99,9 млн тонн, что почти в три раза больше, чем проходит через Петербургский морской порт.

Более того, областные порты продолжают развиваться. В прошлом году грузооборот портов Ленобласти вырос скромно – всего на 1%. Но в этом, если судить по порту Усть-Луга, все идет куда динамичнее. Усть-Луга и раньше опережала по темпам роста все остальные порты области примерно в 6 раз, что немудрено, потому что этот порт, хотя и не самый пока большой (больше всего грузов переваливается через Приморск), но самый развивающийся. В этом году темпы роста несравненно увеличились. Грузооборот порта Усть-Луга (Ленобласть) за январь-июль 2009 года вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года

В Петербурге за последние годы не построено ни одного нового порта. Редкое исключение – яхтенный порт «Геркулес», открывшийся в июне этого года в Лахте. Но это особая история – порт предназначен исключительно для хранения яхт, проведения соревнований, тренировок и отдыха петербуржцев. Никакие грузы через него переваливаться не будут. Еще один порт строится на намывных территориях Васильевского острова, но тоже не грузовой, а пассажирский.

Правда, в ближайшие годы в Петербурге планируется построить новый грузовой порт - в прошлом году правительство СПб предоставило компании «Союзпетробалт» участок в 45 га на Канонерском острове под изыскательские работы. Еще 56 га планируется создать за счет намывных территорий. Инвесторы хотят построить здесь грузовой порт мощностью 10 млн тонн. Первую очередь - терминал для автопаромов плюс грузовой терминал для приема импортных легковых автомобилей собирались ввести в строй в 2012 году. Вторую - терминалы для накатных грузов и контейнеров – в 2015-м. Но даже если все это построят, куда только пойдут эти грузы? Как втиснутся на улицы города легковые автомобили и грузовики. Широко известен главный продукт жизнедеятельности Большого порта Санкт-Петербург – пробки. С ними мужественно борется В. И. Матвиенко, но строить новые дороги долго и дорого, а по большей части - и просто негде.

- В Большом порту Санкт-Петербург уже 4 автомобильных терминала, возможности их весьма ограничены, расширять существующие, тем более строить новые в пределах города бессмысленно: город задохнется от автоввоза, - считает Елена Жаданова, PR-директор компании «Российские транспортные линии», строящей большой автомобильный терминал в деревне Вистино под Усть-Лугой. – В Петербурге очень сложно сделать большую единую площадку более 3 - 4 га, необходимую для современного автомобильного терминала, включающего в себя комплексы для хранения, растаможки, оказания PDI-услуг (предпродажная подготовка. – А. О.). Кроме того, в Петербурге очень высокие портовые сборы, дорогое хранение. Поэтому мы выбрали Вистино. И не только мы. Морские грузы постепенно уходят в Ленобласть. В Петербурге останется только туризм – причалы для круизных лайнеров и т.п.

Как рассказал вице-губернатор Ленинградской области Николай Пасяда, к 2015 году увеличение общего грузооборота портов региона может составить до 250–300 млн тонн. И все это только за счет развития проектов в Усть-Луге, Высоцке, Выборге и Приморске.

Владельцы Большого порта Санкт-Петербург, однако, не собираются уходить с ринга - прирост грузооборота порта (59,9 млн тонн по итогам 2008 г.) запланирован на уровне 3 - 4 млн тонн и к 2010 году должен составить 63 млн тонн грузов, которые будут обрабатываться уже на 99 причалах. Темпы у города и области, как видно, разные даже в планах.

 

Не нефтью единой

До сих пор порты Ленинградской области работают как невозвратный клапан в водолазном костюме, который пропускает воздух только в одну сторону - на выдох. Если будет по-другому – водолаза придется искать на дне. Про порты подобного сказать нельзя – доходы им приносит не только вывоз, но и ввоз. Тем не менее, в общем объеме переработанных в портах Ленобласти грузов по итогам 2008 года экспорт составил 96,5%.

Основной предмет экспорта по-прежнему – нефть. Как будто и не было снижения спроса и мировых цен на нее. Но снижение было. И снижение поставок в других регионах наблюдается.

Так в Большом порту Санкт-Петербург объем перевалки нефтеналивных грузов в I квартале текущего года снизился на 1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составил 277,6 тыс. тонн. Еще хуже дела у наших ближайших соседей. За январь-июнь 2009 года грузооборот портов Балтии составил 60,11 млн тонн, что на 3,3% меньше, чем годом ранее, когда в гаванях Клайпеды, Таллина, Вентспилса, Риги и Лиепаи обработали 62,2 млн тонн грузов, - сообщает правительство Латвии.

Основной предмет экспорта в прибалтийских портах – тоже нефть. Не своя, конечно, а российская, которую везут туда по железной дороге. Т.е. произошло то, что и планировалось, когда создавался план развития портов Ленобласти. Вместо того чтобы гнать нефть на Запад через Прибалтику, ее стали гнать напрямую через построенные здесь порты. Из Петербурга черный и жирный поток тоже утек в Ленобласть.

По итогам 2008 г. больше всего нефти среди всех портов Северо-Запада было отправлено через порт Приморск (75,58 млн тонн нефти), распределительно-перевалочный комплекс «Высоцк» (12,56 млн тонн) и начинающий порт Усть-Луга (6,9 млн тонн).

Но почему она по-прежнему успешно продается и стоит ли вообще ее продавать при нынешних ценах?

- Экспорт нефти по-прежнему очень рентабельный бизнес, снижение цен компенсируется большим объемом перевозок, - объясняет Надежда Малышева, директор по развитию информационно-аналитического агентства Port News. – В Приморске нефть – главный предмет экспорта, в Усть-Луге тоже, она в принципе заточена под нефть, к Усть-Луге подойдет балтийская трубопроводная система БТС-2. Впрочем, не только под нефть. Порт многофункциональный. В последнее время начала расти и перевозка контейнерных грузов в Петербурге, но кризис все испортил, кризис потребления - стали падать контейнерные перевозки. Импортные товары в наш регион шли в основном через порт Санкт-Петербург, в этом году их поток упал уже на 38%. В портах Ленобласти таких грузов и так-то было мало. Через Усть-Лугу, правда, ввозится какое-то количество мяса в виде живых коров из Аргентины, Новой Зеландии, но рефрижераторные грузы идут через Петербург. Вообще продовольственные грузы в портах Ленобласти погоды не делают. А с нефтью и нефтепродуктами, несмотря на падение цен, все неплохо. В Усть-Луге до конца 2009 года должен появиться терминал для вывоза мазута, через 2 года объем перевалки нефтепродуктов через порт вырастет до 25 млн тонн в год и будет расти с вводом в строй БТС-2.

- А если кризис закончится, например, года через два?

- Тотчас начнут расти перевозки контейнерных грузов. Но думаю, что в ближайшие 5 - 7 лет перевозка нефти в портах все-таки будет превалировать над обработкой контейнеров.

Кроме нефти, через порты Ленобласти экспортируется уголь, лес и прочее сырье. Основную долю в общем объеме переваленных в порту Усть-Луга грузов составил уголь, грузооборот которого за январь-июль 2009 года по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 года вырос более чем на 22%. Однако в 30 км от Усть-Луги (административно эта территория уже включена в территорию порта Усть-Луга) в деревне Вистино затевается совсем уже безумный в эпоху падения спроса на автомобили проект - строительство автомобильного терминала.

- По всей стране около 50% проектов, связанных с портами, притормаживается. Например, строительство порта в губе Териберка в Мурманской области, нацеленного на Штокмановское газовое месторождение. Но мы на себе этого не ощутили, работа есть, - рассказывает Михаил Куклин, главный инженер петербургской компании «Морстройтехнологии», которая занимается проектированием автомобильного терминала в Вистине.

- Несмотря на то что спрос на автомобили упал, проект развивается, - говорит главный инженер проекта Роман Горгуца. – Сейчас он на стадии заключения договора с заказчиком на проектирование.

- В Усть-Луге будет два автомобильных терминала, - говорит Елена Жаданова, PR-директор компании «Российские транспортные линии» (заказчик проекта). – Один из них, терминал Юг-2, уже построен силами ООО «Усть-Луга», через него идет вялотекущая перевозка автомобилей Toyota. Второй на площади 54 га в Вистине построим мы. Первая очередь, автомобильная, будет введена в 2010 году, вторая – для перегрузки контейнеров – в 2012-м. У нас несколько уменьшились темпы строительства, но сейчас идет активизация обратно. Мы не можем себе позволить строить 17 лет, превратить в долгострой проект, в который уже вложены большие деньги.

- Строите по инерции?

- Нет. Есть уверенность, что спрос на автомобили в ближайшее время восстановится. Мы работали операторами в порту Риги, где тоже есть автомобильный терминал, но там объемы перевозки падают, нам стало неинтересно, и мы решили построить свой терминал в Ленобласти. Это очень перспективно. Из Петербурга ввоз автомобилей будет уходить в Ленобласть (см. выше. – А. О.). Морской транспорт – самый дешевый. Кроме того, есть концепция Федеральной таможенной службы о переносе растаможки в 30-километровую зону от границы, на которую Путин наложил резолюцию «принять к исполнению». Исторически сложилось так, что большая часть грузов, в частности автомобили, растаможивается в Петербурге и еще больше – в Москве, но в ближайшее время это будет делаться на терминалах у границы, в частности, на нашем.

- Когда вы уже, наконец, повезете российские автомобили в Европу через тот же терминал?

- Как только рынок востребует. В перспективу поставлять автомобили в Западную Европу из России я не верю, а в Восточной Европе и в странах бывшего СНГ они наверняка будут востребованы и очень скоро. Под Петербургом и в Ленобласти собираются в основном бюджетные модели. «Фокус», собранный во Всеволожске, дешевле, чем собранный в Европе, и это, конечно, заинтересует страны Балтии и другие страны, где есть море. Скорее всего, экспорт автомобилей отсюда начнется через 1 - 2 года. Маленькими паромами по 200 - 300 машин. Технически возможности порта позволяют перевозить 200 - 250 тыс. автомобилей в год, не важно в какую сторону.

Таким образом, в ближайшие 10 лет Петербург и Ленобласть преобразятся самым решительным образом. Если Большой порт Санкт-Петербург прекратит свои бесперспективные усилия по наращиванию прибыли, улицы Петербурга расчистятся от грузовиков, и все они загрохочут по дорогам Ленобласти, которые, как надеются жители, к тому моменту уже будут усилены, отремонтированы и подрессорены до такой степени, что можно будет ездить хоть на танках (перевозка тяжелых накатных грузов в судах типа ро-ро предусмотрена в Усть-Луге). Так что жители Ленобласти ничего и не заметят, кроме восторга от полученной в портах работы. Тракторы «Кировец» и японские автомобили петербургской сборки наводнят поля и дороги Чехии, Словакии, Хорватии. Поток нефти когда-нибудь закончится, а с ним и всякие экологические опасения. Вслед за автомобилями в Европу, уставшую от ГМО-продуктов, поедет овсяное печенье с хлебокомбинатов. Россия покончит с ролью сырьевого аппендицита. Наступит, наконец, эра всеобщего благоденствия и процветания.

 

Алексей Орешкин, "Город 812"