Муниципальной власти добавили полномочий. Изменения в 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», подписанные президентом России в мае, наделили депутатов правом «удалять» главу муниципалитета самостоятельно, без прохождения судебной процедуры. Такого «легкого» способа отстранить руководителя представительного органа власти раньше у депутатов не было. Прошло всего лишь пару месяцев с момента принятия этих нововведений в законе, а в Ленобласти уже дважды им воспользовались.
В мае федеральные власти внесли ряд изменений в 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Одним из наиболее важных пунктов, который добавили в закон, стала ст. 74 п 1. - «удаление главы муниципального образования в отставку». Сама процедура довольно проста по сравнению с судебными тяжбами: не менее, чем 1/3 депутатского корпуса предлагают отстранить главу муниципалитета. Опуская все формальности этого процесса, решение об отставке будет принято, если за такую идею проголосуют 2/3 от установленной в поселении численности депутатов.
Отметим, что до внесения этих изменений в 131-й закон депутаты могли отстранить главу лишь пройдя судебную процедуру, где доказывали, что руководитель поселения не справляется со своими обязанностями. К примеру, так поступили депутаты Рахьинского поселения Всеволожского района, когда года дойдя до разбирательств в Ленинградской областном суде добились-таки отстранения главы администрации МО Сергея Кузнецова. Согласно указанной в иске причине, Сергей Кузнецов «ненадлежащим образом исполняет свои обязанности». В декабре 2007 года Всеволожский районный суд в удовлетворении этого иска отказал. Депутаты не остановились на достигнутом и обжаловали это решение уже в Ленинградском областном суде, который принял решение в пользу народных избранников и в феврале 2008 года Сергей Кузнецов был отстранен от должности. Впрочем, если вспомнить последующее развитие отношений в органах власти Рахьинского поселения, то депутаты пытались отстранить своим решением и следующую главу администрации - Миру Машкову. Однако в этом случае «муниципальные разборки» до суда не дошли.
Получив возможность отстранять главу весьма простым способом - голосованием депутатов, в муниципалитетах первого уровня Ленинградской области уже появились первые ласточки применения на практике этого нововведения. Так, 28 мая Совет депутатов Разметелевского сельского поселения Всеволожского района принял решение об удалении главы МО Людмилы Комковой в отставку. Позже, 25 июня, совет депутатов Виллозского сельского поселения Ломоносовского района принял решение об удалении главы МО Андрея Шаронова от занимаемой должности. В своем решении депутаты руководствовались новой статьей 131-го ФЗ.
Основанием для отправления в отставку руководителя муниципалитета могут быть решения и действия (а также бездействия), повлекшие какие-либо последствия для «жизнедеятельности поселения»; неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, а также если представительный орган власти - депутаты - оценили деятельность главы как неудовлетворительную на основании его ежегодного отчета.
По словам председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления правительства Ленобласти Владимира Скоробогатова, процедура удаления главы муниципального образования не так уж и проста. Во-первых, депутаты должны оформить свою инициативу, подкрепив ее аргументами и доказательствами «неспособности» действующего главы управлять поселением, в виде обращения и направить ее в представительный орган местного самоуправления - то есть фактически себе же на рассмотрение. Одновременно с этим, народные избранники направляют такое же обращение губернатору. Впрочем, о влиянии на решение руководителя региона в законе ничего не сказано, кроме того, что решение принимается «с учетом мнения высшего должностного лица субъекта федерации». «Губернатор высказывает свое мнение, свое отношение к этому поселению, к главе», - пояснил Скоробогатов.
Однако, если при отстранении главы возникают вопросы, касающиеся осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, то решение об удалении главы принимается «только при согласии губернатора». В таком случае, инициатива губернатора об удалении главы также оформляется в виде обращения и вносится на рассмотрение местным народным избранникам. Отметим, что в Ленобласти 11 пунктов государственных полномочий, переданных поселениям первого уровня. Среди них, по информации комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, например, полномочия по назначению административных правонарушений, по назначению субсидий по оплате услуг ЖКХ, вопросы в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства и другие.
Кроме того, как отмечает глава комитета, весьма серьезны и основания для отстранения. «Самые надежные в плане доказуемости из них - когда глава не обеспечивает работу муниципалитета в течении трех и более месяцев или когда депутаты неудовлетворенны его отчетами о работе. Причем, обратите внимание, что такая оценка должна быть дана главе дважды, то есть два года подряд. В Ленобласти практикуется два вида ежегодного отчета: социально-экономическое развитие поселения и исполнение бюджета за год», - пояснил 47News Владимир Скоробогатов.
Стоит отметить, что через пару месяцев в регионе начнется весьма активная подготовка к выборам в местные советы депутатов. Тем не менее, депутаты двух поселений, избавившиеся от своих глав, видимо, уже не могли ждать смены власти на выборах. К примеру, главу Виллозского поселения народные избранники неоднократно пытались отстранить, однако на свои решения депутаты с той же регулярностью получали протест от надзорных органов.
Кстати, если глава МО не согласен с решением депутатов об его отставке, то по закону, он вправе в письменном виде изложить свое «особое мнение». При этом, мнение экс-главы должно быть опубликовано одновременно с решением депутатов об его удалении.
«Кто такой глава муниципального образования? Это человек, которого избирали эти же депутаты. При этом, если 2/3 депутатов были против кандидатуры, то глава не назначался. Я считаю, что механизм назначения главы и его снятия с должности должен быть одинаковым. А до изменений в 131-ФЗ глава мог покинуть свой пост только через суд», - прокомментировал 47News депутат ЗакСа Ленобласти, член постоянной комиссии парламента по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению Николай Кузьмин. Впрочем, он считает, что само название ст. 74 «удаление главы» весьма громкое и не самое удачное. «Не думаю, что снятие главы с должности будет повальным в поселениях Ленинградской области. У нас 204 муниципалитета, и если за четыре года в регионе сняли с должности лишь несколько глав - то это нормальный процесс», - считает Кузьмин.
Несколько другое мнение у Владимира Скоробогатова: «У нас есть опасения, что случаи отстранения глав в муниципалитетах Ленобласти по этим изменениям в законе еще будут, поэтому мы призываем власти поселений идти на компромисс, отбрасывать свои личные амбиции в работе. А самая надежная оценка их работы - это конечно, выборы, и местным депутатам сейчас нужно готовится к ним», - заявил 47News глава комитета по взаимодействию с органами МСУ.
Людмила Петрова, 47News