Лидеры США и России, Евросоюз - все заговорили про редкоземельные металлы. 47news спросил эксперта, сколько их в России и почему такой ажиотаж.

Евросоюз предложил Украине собственную сделку по разработке месторождений и добыче редкоземельных металлов, сообщило 25 февраля AFP. Накануне на совещании с членами правительства Владимир Путин  назвал разработку собственных недр и работу с такими металлами "стратегическим заделом на будущее". О сделке с Украиной на разработку Дональд Трамп говорил десятки раз. О нюансах этой гонки 47news поговорил с независимым экспертом в сфере промышленности, кандидатом экономических наук Леонидом Хазановым.

- Леонид Геннадьевич, можно как-то посчитать залежи редкоземельных металлов в России?

- Конечно, можно. По актуальным официальным данным Роснедр, речь о 28 млн тонн (готовых к добыче). Геологическая служба США при этом оценивает наши запасы в 3,8 млн тонн. Если о реальности, то Россия получает около 2 000 тонн в год. Для сравнения, на планете добывается 390 тысяч тонн, из них порядка 270 тысяч - в Китае.

- На днях на Форуме будущих технологий президент говорил, что были возможности добывать большие объемы редкоземельных металлов и лития еще 10-15 лет назад. Почему темпы не растут?

- Прежде всего потому, что месторождения расположены в крайне удаленных частях страны. Нет подходящей инфраструктуры. По сути, разрабатывается только одно месторождение - Ловозерское в Мурманской области. Металлы оттуда обогащаются на комбинате в Пермском крае. Многие годы обсуждается разработка Томторского месторождения, в Якутии. Но серьезного развития там пока нет. Нужен полный цикл по добыче, обогащению и переработке.

По данным открытых источников, в России семь крупнейших месторождений: в Якутии, Красноярском крае, Иркутской области, Забайкалье, республике Коми, Запорожской области. Ресурс упомянутого Томторского месторождения оценивается в 154 млн тонн рудных ископаемых. Оно, в частности, богато редкоземельным ниобием.

- В мире редкоземельные металлы - практически главная тема дискуссий об экономике. Первым о них заговорил Дональд Трамп, потом Владимир Путин, теперь Евросоюз...

- Попытки наладить разработку собственных месторождений предпринимались в США еще при администрации Джо Байдена. Но процесс не быстрый, минимум пять-семь лет от разработки до реализации. Это и оценка влияния на окружающую среду, и разработка многочисленных проектов. Америка действительно крайне зависит от импорта из Китая. Там редкоземельные металлы, грубо говоря, лежат в пластах глины. Можно лопатой копать. Сама КНР, как обладатель крупнейших запасов, имеет рычаги для влияния на рынок: снижают или наращивают объемы добычи, устанавливают цены.

Что касается Украины, то РИА Новости со ссылкой на доклад Росконгресса сообщило, что после 2022 года Украина потеряла контроль над двумя из четырех основных месторождений лития. Под контролем России Шевченковское литиевое рудное поле в ДНР с оцененными запасами в 13,8 миллиона тонн литиевой руды (содержание оксида лития 1,24 процента) и месторождение Крутая Балка в Запорожской области, подходящее для открытой добычи. Стоимость нынешних украинских активов эксперты оценивают ниже 500 млрд долларов.

А канадская компания по изучению геополитических рисков SecDev в августе 2022 года упоминала, что с начала СВО под контроль России перешли минеральные ресурсы Украины на 12,4 трлн долларов. Это почти половина стоимости содержимого 2209 месторождений, которые изучали аналитики. На тот момент речь шла о 63 процентах месторождений угля, 11 процентах нефтяных месторождений, 20 процентах газовых, 42 процентах месторождений металлов и 33 процентах месторождений редкоземельных элементов.

- Но Пекин к российским недрам серьезного интереса как будто не проявляет?

- Сырье, безусловно, нужно, но там немного другая политика. Месторождения приобретаются, но их не спешат разрабатывать. По атомному весу металлы делятся на три категории: малые, средние и тяжелые. Всем нужны металлы из последних двух.

Категория редкоземельных металлов - группа из 17 элементов. Ее часто обобщают с щелочными металлами, в том числе одним из самых известных - литием (название на слуху из-за применения в батареях мобильников). Редкоземельные металлы применяются в химической промышленности, машиностроении, производстве стекла, атомной энергетике, борьбе с онкологией и радиоэлектронике. Соединения используются для выпуска магнитов огромной мощности. Ими, в свою очередь, оснащают электрические двигатели БПЛА.

- Что касается самих редкоземельных металлов, есть ли на Украине что-то, чего нет в России?

- Редкоземельные металлы есть в любой стране. У нас представлены все виды. Запасы Украины по сравнению с российскими, конечно, смехотворны.

В масштабах мира крупнейшие запасы лития у Чили, следующий Китай (16,5% от общемировых). В контексте американо-украинской сделки сообщалось, что ключевые месторождения редкоземельных находятся в Донецкой и Луганской областях и сейчас под контролем России. США, в частности, заинтересованы в скандии, которым их земля не богата. Этот элемент важен для металлургии, производства космической техники, микроэлектроники, медицины и других отраслей.

- Есть мнение, что обогащение и переработка интересны крупным промышленникам - металлы могут находить в побочных отходах производства. Это по силам российскому бизнесу?

- В разное время были проекты по извлечению редкой земли из фосфорных удобрений. У "Русала" (собеседник некоторое время работал в компании) был отдельный проект по добыче скандия - его извлекали из красного шлама, отходов от переработки бокситов в глинозем. Назвать сейчас конкретных игроков я не решусь, но в любом случае речь идет о крупнейших компаниях - проекты по добыче, обогащению и переработке стоят от сотен до миллиардов долларов. Это все-таки не песочек покопать.

В начале 2020-х сообщалось, что предприятия по переработке редкоземельных металлов есть только в Китае. США поставляли туда по 50 тысяч тонн рудного концентрата для извлечения. В России власти для стимулирования добычи полезных ископаемых снизили соответствующий налог в 17 раз. Публично упоминалось об интересах в индустрии Ростеха, компании "Акрон", совместном проекте "Фосагро" и бельгийского предприятия. Ловозерское месторождение принадлежит Росатому. Интересовался редкоземельными и "Русал", чей основатель - миллиардер Олег Дерипаска.

- Исходя из заявления президента, какой вариант развития вероятнее - появление американских инвесторов или торговля через наши компании?

- Очень сложно прогнозировать. Тут крайне много вопросов. В первую очередь, заинтересованности самих компаний, делового климата, поддержки со стороны государства.

- Сама добыча и переработка чем-то отличаются? Нужно какое-то уникальное оборудование?

- Если говорим о добыче, то способ не отличается от разработки любых полезных ископаемых на открытой местности или в шахтах. После геодезических исследований производится взрыв, отделяются металлы, на самосвалах доставляются на обогатительные фабрики или комбинаты. Если глубоко не погружаться, то в процессе извлечения редкоземельных металлов используются методы каскадирования или абсорбции. Станцию переработки можно оборудовать у месторождения или в другом регионе, но тогда нужно закладывать затраты на логистику. Оборудование для этого уникальное и выбирается по различным параметрам. Техника может быть и зарубежной, в том числе китайской, а может быть нашей. Тут как договоримся.