Ленобласть по-разному встретила новости о закрытии дискаунтеров "Светофор". Пока одни скандируют "наконец-то", другие не понимают, куда ходить за недорогими продуктами.  

Более 300 тонн небезопасной продукции нашли в ходе проверок магазинов "Светофор", 21 февраля сообщили в Роспотребнадзоре.

Всего проверили 1 485 объектов сети. Зафиксировали продажу продукции с истекшим сроком годности и без документов, нарушения условий хранения, несоблюдение правил личной гигиены и отсутствие данных о прохождении медосмотров персонала.

Эпопея с проверками началась в январе. Внезапное повышенное внимание со стороны Роспотребнадзора, Россельхознадзора и ФНС привело к закрытию нескольких точек. Появились слухи о полном прекращении работы сети. 

В Ленобласти работают более 40 "Светофоров". Целевая аудитория явно не готова к закрытию. В соцсетях можно найти множество гневных комментариев, в том числе о том, что происходящее – дело рук конкурентов.

"Нормальные сети, доступные цены. Чиновникам взяток не давали, теперь в немилости"; "Во всех магазинах бардак. Везде просрочка, и что – сразу магазин закрывать?"; "Что-то последнее время на "Светофор" прямо насели. Типа раньше там всё было хорошо, а сейчас нашли? Или, может быть, всей этой гадости нет в других магазинах?"; "Денег у народа все меньше, стараются купить что подешевле – надо как-то устранять конкурентов", – пишут жители Сланцевского и Тихвинского районов.

В целом мнение разделилось. Пока одни отстаивают магазины, другие пишут, что их давно нужно было закрыть. Споры в итоге упираются в цены – в других магазинах они на порядок выше. 

"Мне вот всё равно, где покупать стиральный порошок: главное, чтобы отстирывал и стоил не как чугунный мост. И для многих именно цена – важный критерий. Множество бабушек с тележками приходили закупаться именно в "Светофор" – те, кому реально непросто. Да и почему не купить, если цена дешевле, а качество такое же?"; "Буду расстроена, если закроют. Там продается прикольный торф, конский навоз, лук-севок, древесный наполнитель для кошек, луковицы цветов и так далее – и всё по приемлемым ценам! Гораздо дешевле, чем в сетевых магазинах. Поэтому, да, я расстроюсь сильно"; "Я беру кофе, например, по 400 [рублей], который у других минимум 600. Где тут мой проигрыш?"; "Товар не хуже чем в других магазинах"; У нас в Выборге супер "Светофор"! Подбирают максимально хороший и недорогой продукт. Ни разу там не попадала на гнилую свинину, а вот в "…" (название сети гипермаркетов среднего ценового сегмента - Ред.) – постоянно", – пишут жители Выборга и Соснового Бора.

По мнению независимого эксперта FMCG-рынка Александра Анфиногенова, то, что сейчас происходит со "Светофором", вызывает много вопросов. 

 - Сеть любима потребителями за счет их подхода. Понятно, что есть ряд особенностей, но остатки, просрочка – это то, что есть везде, проблемные места есть у всех. Они [Светофор] не делают ничего, что не делали бы остальные ритейлеры. Это серьезная бизнес-структура, не первый день на рынке. И они не делают ничего плохого, ничего противозаконного. Но пришли и начали копать. Когда такое происходит, обычно сразу возникает вопрос, кому это выгодно. Очевидно, тому, кто работает в этом же сегменте, такому же дискаунтеру, – поделился эксперт. 

На рынке в таком же ценовом сегменте сейчас есть: "Чижик" от X5 Group, петербургская сеть "Семишагофф", "Доброцен", "Победа" и др. 

По словам Анфиногенова, дискаунтеры уменьшают маржу за счет отсутствия расходов на оформление торгового зала, и людей это не напрягает. "В качестве помещения может быть какой-нибудь сарайчик – бедненько, но чистенько, и стоит дешевле. В большинстве случаев они продают товары долгого срока хранения, в заводской упаковке, у них нет кухни, нет выпечки. По разным оценкам, 82-86% покупателей – женщины, а они более рациональны. Если она сможет купить не одну пачку майонеза, а две, взять впрок, или сэкономить на что-то другое – это зеленый свет", – объясняет специалист. 

Кроме того, "Пятерочки" и "Магниты", которые по сути конкуренты между собой, конкурируют и со "Светофорами", потому что потребители склонны обойти несколько торговых точек за раз, чтобы покупки были более выгодными. Поэтому всем игрокам приходится бороться за одних и тех же людей. Но принципиальное отличие супермаркетов от дискаунтеров – разница в наценке на цены производителей. 

- Все ритейлеры зарабатывают больше, чем производитель, и это большая беда. Сеть не пасла коров, не выращивала свиней, просто взяла и накрутила, сверхдоход получила. И в этой круговерти возникают такие, которые говорят: "Мы не будем делать наценку 100%, а сделаем 50–60%". Здесь же пример - сеть магазинов по продаже алкоголя, которая показала головокружительный взлет. Они импортировали, не сильно жадничали, и стали выгодны. Потом начали наращивать ассортимент, появились снеки, вплоть до молочки – тоже хороший ход. Они на рынке находятся, понимают, как работать, и им можно навредить только такими способами – типа пожаловаться на тараканов.

По мнению специалиста, "Светофор" найдет причину повышенного внимания – юристы компании наверняка уже разбираются в случившемся. И не исключено, что свое имя будут отстаивать через суд. Но полное закрытие вряд ли возможно.

На сайте "Светофора" нет контактов для СМИ, связаться с компанией можно только по указанному телефону. На момент подготовки публикации трубку не сняли.

Елизавета Мелякова,
 47news

Справка: 

Сеть магазинов "Светофор" была основана в 2009 году в Красноярске. Основной владелец группы семья Шнайдер: Валентина Шнайдер и ее сыновья Сергей и Андрей. У холдинга нет классической структуры, он существует под разными юрлицами, большинство – с названием "Торгсервис" и добавлением цифр, в зависимости от региона.  У каждой такой компании свой состав владельцев. Летом 2024 года магазинов "Светофор" в России насчитывалось более 2700. По итогам 2023 года выручка компании составила 400 млрд рублей. В 2024 году "Светофор" вошел в топ-5 ретейлеров по выручке, обогнав "Вкусвилл" и "Ашан".