Дрон этой ночью умудрился пролететь мимо Петербурга и добраться до Ладожского озера. Как скрываются БПЛА, читайте в материале 47news.
В ночь на 29 января неподалеку от берега на Ладожском озере (на территории Всеволожского района Ленобласти) сбили БПЛА. С 02:56 до 04:32 часов вводились ограничения на полеты в Пулково. Следом опасность прилета беспилотников объявили в Мурманской области, местный аэропорт тоже закрыли.
Беспилотники с фиксированным крылом (самолетного типа) рассчитаны на очень большую дальность. По сути, это маленький самолет. Эти камикадзе строятся из радиопрозрачных материалов, корпус может быть из стеклопластика, даже пенопласта, преимущественно без металла. На них ставится поршневой двигатель габаритами примерно 30x30x40 сантиметров. Локаторы могут заметить только его, считают эксперты.
На вооружении ВСУ состоят несколько видов беспилотников. Упоминались разновидности "Акул", "Стрижей", собственные разработки Airborne, "Валькирии". Все способны менять направление и высоту, в воздухе держатся от десятков минут до нескольких часов. "Бобры", например, пролетают до 1000 километров (от Киева и Харькова по прямой до Петербурга – около 700 километров). По словам специалистов, полезная нагрузка таких устройств - не больше 10 кг. Для сравнения: вес мощных снарядов вроде бомб или крылатых ракет - от 500 кг и выше.
Механизм работы средств радиоэлектронной борьбы следующий: на сетях GPS создаются масштабные помехи на частотах в радиусе порядка пяти километров. У предмета, летящего в воздухе, происходит сбой программы. Массово распространены беспилотники с инерционной системой наведения и управления, которые следуют траектории, заданной при запуске. В ней указывается дистанция, высота полета, количество поворотов в пути. В условиях помех электроника беспилотника может вместо движения прямо отдать команду на поворот, попытается вернуться на заданный маршрут и при этом налетит на препятствие. Поскольку помехи создаются тотально в рамках заданного участка, прямого взаимодействия с беспилотником нет, то есть управлять им и направить в безопасную точку нельзя. Могут быть и заранее прописаны действия при помехах, например – "падать и взрываться".
Но БПЛА умеют обходить ПВО. Беспилотники способны двигаться близко к облакам на скорости 100-150 километров в час. Движущиеся цели становятся практически невидимыми. На расстоянии одного-двух километров радары могут их обнаружить, но при полете беспилотников на максимально низкой высоте от земли идут массовые отражения сигналов. Кроме того, чтобы стать незаметным, БПЛА может снизиться до 10-15 метров и двигаться вдоль поймы реки. При этом берега и лес будут служить дополнительной маскировкой. Да и перемещаться БПЛА будет зигзагами.
С небольшим самолетом с поршневым двигателем, теоретически, можно справиться огнем стрелкового оружия. Эффективны будут инженерные меры вроде стен, валов и других земляных укреплений. Противодронные ружья малоэффективны, они в основном подходят для борьбы с диверсантами, которые запускают взрывчатку с территории России на базе квадрокоптеров.
С 2023 года активно обсуждается применение российского зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) "Панцирь-С". За ним закрепился статус самого эффективного средства противовоздушной обороны, появился термин "панцеризация". Но радиус действия комплекса ограничен. Появляются и другие системы, но пока единственным способом борьбы с дроновой опасностью является комплекс мер и дублирование зон поражения систем ПВО – перекрытие должна обеспечивать не одна система, а несколько, считают специалисты. Кроме обычных радаров обнаружить беспилотник также могут телевизионные и инфракрасные системы слежения. Они могут засечь цель на расстоянии 20-40 километров, но чувствительны к побочным факторам вроде погодных условий.
Эксперты также отмечали, что создать серьезный барьер можно с помощью радаров, установленных через каждые 30 километров. В противном случае цель удается обнаружить за семь километров – буквально на подлете.
47news.ru