Митинг в суде, оскорбления силовиков, изгнание конвоя, штурм ОМОНа – не антиутопия. Наше новое видео показывает, что такое 90-е на примере одного процесса.
Порой в эфире или при беседе невольно вплывает фамилия Шутов – она же не уникальна – и взрослая память тут же покрывается пупырышками. Юрий Шутов натворил столько шума, пролил столько крови, что впечатался в историю Петербурга как след на теплом асфальте. Мы покажем редчайшие кадры без прелюдии. Вот он весь, как он есть, в своем времени.
Ноябрь 1999 года. Это суд Калининского района освобождает депутата ЗакСа Шутова, а прокуратура отбивает его от сподвижников, чтобы запереть в очередной раз. Каково! Это же мечта репортера.
Шутов начал карьеру в роли ответственного работника ленинградского обкома партии. Уже при советской власти успел посидеть за поджог кабинета в Смольном. Уже уникально. В Перестройку он бурлил рядом с Собчаком, но становится его злейшим врагом, издав не бездарную книгу "Собчачье сердце".
- Я ни в чем абсолютно невиновен. Все сфабриковано, вот здесь находится следователь Дудкин – он совершил преступление против правосудия! Вся следственная группа – вот они здесь! Они сюда приехали, чтобы меня опять арестовать! Покажите камеры его – вот Дудкин! Вот он – уголовник! Вся следственная группа состоит из уголовников! Эта банда самая настоящая! – комиссарит Шутов в суде, а молодой следователь Дудкин настолько привык к его выходкам, что спокоен и буквально наслаждается этим шоу.
Телевизионщики это не только снимали, но и показывали в прайм-тайм. Невероятно сегодня. Будто каждую минуту гремела культовая мелодия "Время вперед!". Тогда еще телевизор не был ящиком. С экрана лился ярчайший площадной балаган. От телека не отлипали.
Шутов залезает на стул, продолжает как с броневика: "Я, наконец, получил возможность сказать всем правду! Девять месяцев меня держали за решеткой! Девять месяцев мне не давали сказать правду. Обвинение против меня полностью сфабриковано. Санкцию на мой арест – абсолютно невиновного человека дал Винниченко – прокурор города. Сегодня под крышей прокуратуры орудует организованная преступная группа! Это банда!".
Как вы думаете, как долго бы подобное продолжалось при современных правилах? И что делать журналистам?
Шутов нырнул в мутный поток братвы с первых же дней новой эпохи. Арест в 1992-ом – вымогательство, поджоги. В 1996-ом его оправдывают, и он тут же возглавляет комиссию Госдумы по итогам приватизации. Ищет, знаете ли, коррупцию. Неплохо. Шутов опять ревется в лидеры. В 1998-ом избирается депутатом петербургского ЗакСа. В начале 1999-го вновь арест. А из клетки он ведет избирательную кампанию в Госдуму (Если бы прорвался, пришлось бы обращаться к антитеррористическому подразделению ФСБ "Альфа").
- Я сейчас вам все объясню. Я председатель комиссии по итогам приватизации. Работой комиссии было вскрыто разграбление ленинградского индустриального потенциала, и когда я начал обращаться в прокуратуру о возмещении ущерба государству, вот здесь я и натолкнулся на банду в прокуратуре. Все было дальше сделано на деньги бандитов. Девять месяцев меня – абсолютно невиновного человека держали в клетке, и вы сами понимаете, что все громкие убийства приписали мне. Пресса сорвалась с цепи – леденящие душу подробности о моей причастности к этим убийствам … Вот это вот банда – покажите ее – вот эта вот банда организовала заведомо ложное обвинение против меня. Вот она – банда в прокурорских тужурках!
В этот момент у силовиков кончается терпение.
- Вот мое удостоверение кандидата в депутаты Госдумы! Я арестован без визы и санкции Генерального прокурора! – успевает выкрикнуть Шутов и в зале начинается брожение. Силовики жмут. Крики из толпы: "Попробуйте только арестовать его под телекамеры!", "Ребята, снимайте все, пожалуйста!", "Это банда, они его арестуют!", "Банда!!!".
Залетает спецназ, дальше только экшн, ничего не разобрать.
Скрепой момента стала и реакция федерального центра. Президиум Совета судей РФ осудил агрессию – насильственный захват Шутова в суде - и признал действия следователя и спецназа неуважением к суду. С точки практики здесь и сейчас – небывальщина.
Вспомним: правой рукой его являлся кавалер орденов за Афганскую войну Гимранов. В прошлом – герой, в 90-х – беспощадный гангстер. А в банду Шутова входили личности, кого опасались даже лютые головорезы из других группировок.
Шутову и компании нарезали столько убийств и грязи, что в 2006 году его 65 томов уголовного дела превратились в пожизненный приговор. Он исчез в 2014-ом в особой тюрьме, но до сих пор продолжает парить символом лютых хаоса и смуты.
Мало кто знает или обратил внимание: Юрий Титович похоронен на чрезвычайно престижном Серафимовском кладбище Петербурга.
Журналистам и большинству читателей это не грозит. И не где-то в углу, а на почетном участке за аллеей Героев. Вокруг его отполированного черного надгробия лежат офицеры - Честь и Слава Родины.
Но и тут Шутов подмигивает.
На его руке отсвечивают прошлым часы "Ролекс". Демонстративный символ растворившегося могущества.