Что если Дания не пропустит газовозы из России в Китай, помогут ли индусы и как поведут партнеры при покупке миллионов тонн газа из Ленобласти. 47news узнал этому цену.

Официально прозвучали приоритетные направления для поставки сжиженного газа с мегазавода Газпрома, строящегося в Усть-Луге. В правительстве Ленинградской области сообщили: мощности увеличат экспорт СПГ в Китай и Индию.

О перспективах роста поставок в Индию и Китай 47news поговорил с президентом Национальной ассоциации сжиженного природного газа Павлом Сарафанниковым.

- Какие тенденции вы видите на европейском рынке?

- Сейчас у нас около 20% рынка, у США - порядка 40%. Происходит постепенное снижение нашей доли. И, естественно, в нынешних условиях велика непредсказуемость.

Подсчитаем: за прошлый год доля российского СПГ составила 2% в импорте Индии (0,5-0,6 млн тонн). Примерно такая же доля приходится на Индию в экспорте из России. Рост год к году на треть, сообщало РИА "Новости". Импорт нашего СПГ в Китай за полгода составил 3,51 млн тонн, что меньше прошлогоднего показателя на 9,2%, писал РБК. Заявленная мощность завода в Усть-Луге - 13 млн тонн. Согласно информации КУГИ Ленобласти, на днях под строительство завода выделено еще три участка площадью 3,87 гектара (планово).

- Индусы и китайцы нас выручат в плане сбыта?

- Индийский рынок растет семимильными шагами, ожидается кратный рост. Китайцы растут не так, у них эта фаза уже прошла, но они самый большой потребитель СПГ в мире. В целом же, это самая эффективная и чистая альтернатива нефти. К 2035 году ожидается удвоение общемировых объемов производства СПГ до 800 миллионов тонн.

Как сообщалось на профильном форуме в Петербурге 17 сентября, в 2024 году Россия планирует произвести 38 млн тонн СПГ (в прошлом году - порядка 30 млн), а к 2027 году нарастить его экспорт до 56,6 млн тонн, сообщает "Фонтанка.ру" (всего в мире производится примерно 400 млн тонн). Сегодня порядка 50% объема нашего СПГ экспортируется в ЕС.

- Но путь доставки кратно больше. Как это отразится на экономике проекта?

- При крупнотоннажном производстве ничего страшного в этом нет. Да, путь до Европы занимает 5-7 дней, 10 дней погрузка-разгрузка, а в Китай через Суэцкий канал - 45 дней, через Севморпуть - 15 дней. Затраты на логистику примерно 12% от стоимости груза. Цена фрахта 70-тысячного судна около 70 тысяч долларов в сутки. Примерная стоимость партии 35 миллионов долларов. Но основные затраты все равно заложены не в логистике, а в производстве. До 15 тысяч километров и вовсе не стоит волноваться о рентабельности. Основное условие - долгосрочность контрактов. Порой их заключают уже на этапе привлечения инвестиций в проект. Безусловно, есть условия, когда рентабельность снижается, но если это происходит за счет роста долгосрочности, то это норма. Из-за волатильности при ценообразовании, порой и США теряют в прибыли при поставках в Европу, но длительные финансовые взаимоотношения дороже. Нам же будет чуть менее выгодны поставки в Азию.

От Усть-Луги, допустим, до Бельгии, где расположены крупнейшие газохранилища, примерно 2,5 тысячи км. До индийского порта Мумбай чуть более 14 тысяч. А до китайского порта Гуанчжоу около 22 тысяч.

- Какие вы видите риски?

- Это намного более безопасный путь транспортировки нежели сухопутный. Даже если при каких-то крайних обстоятельствах потеряете судно, то не случится полной блокировки поставок. Это наглядно показала история с "Северными потоками", обеспечить их безопасность на всей протяженности невозможно. Раньше у нас были проблемы с перевозкой по морю, но мы научились.

Как не раз заявлялось, Европа намерена снижать зависимость от российских энергоносителей. Так, в последнем пакете санкций вводится запрет на перегрузку СПГ в европейских портах, что бьет по газу с Ямала - его везут сначала на танкерах ледокольного класса.

- Во взаимоотношениях российского бизнеса с китайскими компаниями последнее время возникли проблемы - контрагенты в Поднебесной опасаются вторичных санкций, платежи не проходят месяцами.

- СПГ производят монополии, государство всегда их защищает. То есть проблема, если возникнет, будет решаться на политическом уровне.

- Возвращаясь к заводу, какие, по-вашему мнению, проблемы с его строительством на данный момент?

- Насколько я знаю, строительно-монтажные работы идут полным ходом. Но с уходом немецко-американского концерна Linde встал вопрос с оборудованием по производству СПГ. Что-то мы делаем в России, что-то приходилось и приходится искать за рубежом.

Текущий статус готовности составляет 32,3%. Завершены работы по инженерной подготовке площадок технологических установок, размещены заказы на основное оборудование. Первые поставки запланированы на третий квартал 2024 года, говорилось в июне в официальном сообщении Газпрома.

- Насколько известно, рассматриваются и крайние угрозы для проекта, например, если Дания перекроет проливы.

В паспорте инвестиционного проекта, опубликованном правительством РФ, перечислены риски. Один из них - перекрытие Данией водных путей для газовозов (из Балтики в Северное море можно попасть только через Датские проливы). По словам экспертов, формальным поводом могут послужить санкционные проблемы со страхованием наших судов. В этом случае датчане могут сослаться на угрозу экологии, а работа комплекса по сжижению потеряет смысл.

- Во-первых, газовозы, как правило, сами работают на сжиженном газе, то есть по экологии не придраться. Во-вторых, Россия морская держава с мощным флотом. Полагаю, у нас достаточно ресурсов, чтобы провести суда. Уверен, Россия найдет инструменты для решения данного вопроса.

Виктор Смирнов,
47news

Завод строит дочка Газпрома и "Русгаздобычи" - компания "Русхимальянс". Задействовано 15 тысяч человек и более полутора тысяч единиц техники. Проект оценивался в 2 триллиона. Первая очередь - в 2026-м, вторая - в 2027-м. Сроки уже сдвинуты на два года. Параметры: 45 млрд кубометров в год с месторождений Западной Сибири. Предполагалось, что 20 млрд после очистки уйдет в "Северный поток-2", но он взорван. Куда уйдет половина объема, по-прежнему неясно.