Петербурженка торопилась с ремонтом стиральной машины, лишилась аванса и провела расследование. Нервы нового мастера сдали, а в полиции улыбнулись.
Петербурженка Мария на днях столкнулась с проблемой ремонта бытовой техники и погрузилась в собственное расследование. Началось с поломки стиральной машины.
- Вбила в поисковике запрос по своей теме и кликнула по одной из первых ссылок. Торопилась, поэтому не стала проверять ни телефон, ни изучать сайт. Мне назвали примерную цену и обещали прислать мастера, - рассказала 47news Мария. - Он пришел на следующий день, разобрал машину, предложил два варианта ремонта: дешевый и подороже. Я выбрала первый - 8700. Мастер попросил перевести 3500 рублей аванса на карту и оставил квитанцию.
На следующий день петербурженке перезвонили: детали для дешевого ремонта нет, но есть для дорогого, за 13 тысяч рублей.
- Я поблагодарила и попросила вернуть аванс. Деньги мне никто не вернул. По телефону с оставленной мастером квитанции мне грубо ответили - мол, ошиблись номером, - продолжает Мария.
Общение перешло в переписку. На обращение клиентки ответили, что деньги не вернут, сославшись на "компенсацию понесенных издержек" (разбор и осмотр стиральной машины) и статью 782-ю Гражданского кодекса. В норме прописан порядок отказа от исполнения договора возмездных услуг: "Заказчик вправе отказаться при условии оплаты исполнителю расходов".
Ответ и в целом ситуация навела петербурженку на нехорошие мысли. Тем более фирма продолжает принимать заказы. В этом она убедилась лично, оформив новую заявку с другого номера и по другому адресу на Васильевском острове. Мастера, который представился Алексеем, встретила у подъезда с помощником. Увидев камеру, ремонтник занервничал и поспешил уйти дворами. Из рюкзака торчали молоток и разводной ключ. Настаивал, что работает на другую фирму.
"Я сейчас вас начну снимать. Можно меня не снимать?! Я понятия не имею, мне заявки приходят, я приезжаю. Дальше ко мне никаких вопросов", - попрощался он у метро "Василеостровская".
Параллельно хозяйка стиральной машины вбила название и контактный номер на профильных сайтах. В Петербурге с осени 2022-го бурлят больше 230 недовольных.
"Вам предлагают по телефону что-то отремонтировать, при этом называя адекватную цену. Затем приезжает "мастер", разбирает стиралку/холодильник/.... и заявляет, что нужна замена чего-то и нужны деньги на покупку запасной части. Получает деньги, оставляет бланк-наряд и уезжает. На этом ремонт заканчивается. Свою технику в прежнем состоянии вы уже не увидите, если вообще увидите", - описывает свой кейс Андрей.
"Написано на сайте, что диагностика бесплатно. В чек (мастер - ред.) написал углубленная диагностика за 1250 рублей. Демонтаж деталей - 1450, монтаж обратно - столько же. Я думаю, что у этой компании хреновое будущее. Если бы я был дома, то возможно дело бы закончилось милицией", - описывает ремонт своей стиральной машины пользователь с ником Браконьер.
"За сгоревший нагревательный тен один взял аванс 9900, а за диагностику - другой взял 1250, при том что рассказал нам все то, что мы и так знали. Тен пообещали привезти на следующий день, но не привезли, а начали накручивать цену, предлагать более дорогостоящие запчасти: то договорились на одну цену, то детали нет, то будет через 2 недели", - указал хозяин посудомоечной машины Bosch, добавив, что техника осталась разобранной и стояла посреди кухни полмесяца.
В комментариях клиенты вспоминают, что предложения от компаний находили в том числе на сайтах бесплатных объявлений. Общались с представителями фирм с незатейливыми названиями "ЛенМастерПро", "Объединение Сервисных компаний", "Ремонт бытовой техники" и "Ассоциация сервисных компаний". Из перечисленных нашелся сайт последней. На нем указаны телефоны офисов в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Юридического адреса или других реквизитов нет. Системе для проверки контрагентов СПАРК ни одно из упомянутых наименований не знакомо.
Собеседнице 47news Марии бланк выдали от имени фирмы "РемСтирТех". На печати нет положенных ИНН и других обязательных для регистрации реквизитов. Официального сайта найти не удалось, поисковые запросы ведут на сайты с теми же отзывами. Наименование максимально похоже на конкурентов. Те еще весной заявили, что не имеют к конторе никакого отношения.
Указанный в бланке номер телефона в чужих телефонах записан лаконично: "Офис". К тегу добавляют нехороших комментариев.
47news повторил серию звонков, которую совершила клиентка компаний. Первым стал номер с сайта, который позиционируется как агрегатор сервисов ремонта бытовой техники. На вопрос, дозвонились ли мы в "РемСтирТех", мужской голос ответил предельно понятно: "Так точно". Выслушав историю о стиральной машине и авансе, он записал номер редакции и обещал, что с нами свяжутся.
- А вообще в таких случаях авансы возвращаются?
- Во-первых, не уполномочен комментировать ситуацию, а во-вторых, не в курсе, - попрощался наш собеседник.
По номеру телефона из бланка ответил "сервисный центр по ремонту". Там корреспондента выслушали и обещали вернуться с ответом. Телефоны петербургского и столичного офисов "Ассоциации сервисных компаний" во время подготовки публикации не отвечали.
О стиральной машине и несостоявшемся ремонте петербурженка рассказала полицейским. Она переживает, поэтому имя по ее просьбе мы изменили.
- В отделе полиции сотрудник увидел квитанцию, улыбнулся и сказал, что я не первая, кто принес это. Рекомендовал обратиться в суд, - заключает собеседница. - Я почитала отзывы - люди отдавали кто три, а кто 33 тысячи. Получается, отделалась еще небольшими деньгами за этот жизненный опыт.
Отметим, что жители Петербурга и Ленобласти в целом нередко попадаются на уловки злоумышленников. В 47-м регионе жертвами чаще становятся пожилые люди. Например, от пенсионерки в Сертолово мужчина, назвавшись водопроподчиком, унес 280 тысяч рублей. К соседке пришли менять газовый счетчик, а бдительная хозяйка набрала номер службы - злодеи успели убежать с наличными. 73-летней жительнице Старой Ладоги "проверили" счетчики воды и тумбочку.