На ПМЭФ договорились: копать борщевик лопатой. Почему бы и нет, ведь желающие вызвались сами. 

Опасный сорняк пробился на ПМЭФ - соглашение о борьбе с ним 6 июня подписало руководство Ленобласти с табачным концерном "JTI Россия".

"Особая щадящая технология без использования химикатов, исключительно механическим способом: то есть выкапыванием", - пояснили договоренность в региональном правительстве. И отдельно: помощь предложил именно концерн. 

photo_2024-06-07_16-55-55.jpg

фото правительства Ленобласти

В комитете по АПК 47news уточнили: за особой технологией стоит, буквально, работа лопатой. Концерн предоставит рабочую силу, потому что он социально ответственный бизнес. Обязан убирать борщевик только на своей территории (в Ленобласти - это фабрика "Крес-Нева" на Волхонском шоссе в Ломоносовском районе), а предложили помочь на других участках. Отметим, что не везде: только на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и возле объектов культурного наследия.

Боестолкновения с борщевиком в Ленобласти ежегодные, как и жалобы жителей на заросли. Александр Дрозденко как-то емко описал ситуацию словом "трындец". Борются с ним химикатами, на что в этом году выделено 44 млн рублей. Вдоль дорог окашивают дорожники, на своих участках обязаны убирать собственники.

- В ООПТ химикатами и техникой нельзя, только лопатой или косой. Работа трудоемкая: косить нужно трижды в течение лета, потому что у борщевика очень сильные корни, он опять отрастает, - провели ликбез в комитете по АПК. 

- Если лопатой, как глубоко?

На 15 сантиметров: там есть точка роста, её и надо повредить. Подкопать нужно каждое растение.

- Потом борщевик куда?

- Он высыхает и уже не опасен. Сжигать или еще как-то уничтожать необходимости нет. 

Благодаря инициативе ленинградского АПК борщевик перестали считать полноценным кормовым растением на уровне РФ (стал сорняком в 2015-м, но в Ленобласти начали с ним борьбу раньше). 

Оценить объем помощи табачного концерна оказалось непросто: предполагается, что представители фабрики обратятся в Дирекцию ООПТ и запросят рекомендации, где именно нужно копать. В дирекции на данном этапе дипломатично ушли от вопроса 47news о масштабах проблемы. Всего же в регионе 49 ООПТ, территории колоссальные. Один только Вепсский лес в Подпорожье занимает площадь под 190 тысяч гектаров. При этом маловероятно, что борщевик зайдет так далеко: он любит открытые пространства и солнечный свет.

- В любых лесах его меньше, потому что под пологом взрослых деревьев он развиваться не может, мало света. Он чаще там, где лес граничит с землями сельхозназначения, дорогами или населенными пунктами. Убирать его там надо комплексно: если только в лесу, а рядом оставить, это сизифов труд, - пояснил 47news замдиректора Санкт-Петербургского НИИ Лесного хозяйства Александр Степченко.

- Выкапывание поможет? 

- Представьте, пусть даже 10 гектаров борщевика, сколько потребуется недель, а может быть, месяцев, чтобы все это выкопать? А сколько людей пострадает при этом занятии, ведь он вызывает ожоги. Целая армия понадобится с правильной экипировкой, а толка все равно не будет, без химии - не эффективно.

В НИИ лесного хозяйства разработали технологию с использованием препаратов, которые изолированно убирают борщевик, сохраняя другие растения. Их можно применять в лесах, но в Ленобласти к этому методу пока не прибегали.  

- Даже если с корнем?

- Он очень плодовит. Вы выкопали, а семена в почве остались, на следующий год они прорастут. 

Что думают по поводу такого труда в табачном концерне, на момент публикации оперативно узнать не удалось. По телефону там комментировать отказались. По СПАРК, на фабрике в Ленобласти трудится 77 человек. 
Что касается территорий объектов культурного наследия, то в профильном комитете отметили, что проблем с борщевиком там нет.