Злой и недалёкий Telegram записал узбеков в коренной народ Ленобласти. А оказалось, что это про школу под Всеволожском на 3 тысячи учеников и русский язык.
Мудрёные и жестокие интернет-законы вынесли в новостную повестку узбекскую национально-культурную автономию "Хорезм" из Всеволожского района Ленинградской области. Ещё в начале марта эта НКО попала в число победителей конкурсного отбора грантов губернатора по направлению "Гармонизация межнациональных отношений и поддержка малочисленных коренных народов Ленобласти". К апрелю раскочегарился Телеграм. В итоге первую часть про "гармонизацию" ампутировали, а узбеков зачислили в "коренные и малочисленные" народы российского Северо-Запад. Как итог — традиционные для соцсетей ехидство и желчь.
Но если о цифрах и конкретике, то в марте гранты губернатора Ленобласти в форме субсидий получили полсотни проектов. "Гармонизация межнациональных отношений и поддержка малочисленных коренных народов Ленобласти" - одно из десятка грантовых направлений. Ещё есть профилактика алкоголизма, поддержка материнства и детства, историческая память и патриотизм, окружающая среда и другие блоки.
Узбекской НКА "Хорезм" достались 320 тысяч рублей за проект "Вместе живём, работаем, учимся" ("Гармонизация межнациональных отношений"), а 1,1 млн рублей проекту "Лаборатория. Водь. Ижора" от организации "Культурная среда" ("Поддержка малочисленных коренных народов").
Скриншот - распоряжение комитета общественных коммуникаций Ленобласти о предоставлении грантов в сфере субсидий от 11 марта 2024 года
Проект "Вместе живём, работаем, учимся" - это как раз не про малые коренные народы, а про гармонизацию. Он направлен на помощь детям с "мигрантской историей", проживающих в городе Мурино Всеволожского района. База — МОБУ "Муринский Центр Образования №4" на Графской улице. Школа известная. Строилась по федеральной программе "Стимул" в составе большого жилого комплекса. Четыре года назад открывать школу приезжал не только губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, но и глава Петербурга Александр Беглов. Сегодня в муринской "четвёрке" учится более трёх тысяч детей.
47news связался с председателем "Хорезма" Умидом Салаевым и спросил: зачем потребовалась усилить межнациональную гармонизацию в муринской "четвёрке"?
- Умид Йулдошевич, понимаем, что коренной народ Ленобласти — это не про узбеков, это интернет наизнанку вывернул, но как возникла школа в Мурино, там какие-то конфликты между ребятами?
- Конфликтов нет, но есть проблема. Бывает так, что дети приезжих не знают русского языка. То есть ребята не подготовлены к школе. Понятно, это незнание, как правило, идёт от родителей. А в школе ребёнку общаться как-то надо. В итоге страдают как новички, так и местные ребята. Могут на этой почве возникать проблемы. Мы собирались с родителями, с руководством четвёртой школы, со всеволожскими властями. Выслушали их, в итоге решили сделать вот такую программу. Цель — повысить уровень владения русским языком.
По информации 47news, муринская школа №4 стала экспериментальной площадкой проекта "Вместе живём, работаем, учимся" по понятной причине. Областной комитет по местному самоуправлению обратился в администрацию Всеволожского района с письмом о том, что существует такой проект, направленный на гармонизацию межнациональных отношений в школьной среде. А район согласовал для инициативы образовательную организацию в Мурино. И в Мурино, и в самой школе для эксперимента - достаточно хорошая выборка. В двух зданиях "четверки" обучается 3200 ребят. Соответственно, и процент детей-мигрантов здесь повыше.
По словам директора "Муринского центра образования №4" Константина Белова, проект "Вместе живём, работаем, учимся" большой. Его первая часть — выявление слабых сторон нынешнего процесса. И только после этого последует разработка мероприятий, чтобы адаптация проходила максимально быстро и комфортно для всех.
- При адаптации детей основной барьер — языковой. Если ребёнок приходит в русскоязычную школу, а у него родной язык другой, то он не может учиться. Тебе учитель что-то объясняет про задачу на математике, а как ты её решишь, если ничего не понимаешь? Если человек чего-то не понимает, то он, порой, и может начать вести себя агрессивно. Сегодня закон такой, что нас, как школу, никто не спрашивает. К нам приходит ребёнок, а мы обязаны его зачислить к себе и обучать. А как мы это делаем, каких трудов нам это стоит, это не многих волнует. А в данном проекте мы выступаем как экспериментальная площадка, - рассказал директор школы 47news.
- Рассказывали про случай в одной из школ Ленобласти, где в младшем классе ученик из Средней Азии отказывался петь гимн России, считал что это что-то запрещённое. В школу специально приезжал мулла, давал разрешение. У вас что-то подобное было? - вспомнил 47news про случай.
- Ни с гимном, ни с флагом подобных вещей у нас не было. Наоборот, ребята спокойно и хорошо на подобные вещи реагируют. Есть, конечно, поведенческие отличия, бывает разница в одежде, - стараемся объяснять такие нюансы. Но надо понимать, что процесс воспитания — он непрерывный. Семья и школа — всё связано. Не должно быть так, что ребёнок шесть часов варится в нашей языковой среде, в нашей атмосфере, а потом приходит домой - и будто переехал обратно, и всё забыл.
Александр Калинин,
47news
Итоги первого этапа конкурса социальных инициатив на гранты губернатора Ленинградской области были подведены 11 марта. Их результаты опубликовал комитет общественных коммуникаций 47 региона. На первый конкурсный отбор было подано рекордное количество заявок – 172. Общий объём распределяемых средств - 109 миллионов рублей.