У российского рынка труда имеются внутренние трудовые резервы в 7,5 млн человек. Как пишут "Известия", такую оценку дает аналитическое рейтинговое агентство АКРА в своем мартовском исследовании "Резервы российского рынка труда".
Среди экономически неактивного населения есть значительное количество людей, которые хотят работать, но не могут реализовать это желание по разным причинам. Прежде всего это потенциальная рабочая сила — люди в поиске места деятельности, готовые быть нанятыми в ближайшее время. Количество таких людей в России с 2022 года уже превышает численность собственно безработных и сопоставимо с 4% рабочей силы.
При условии, что в каждой из возрастных групп экономическая активность вырастет до уровней, характерных для сопоставимых с Россией стран, внутренний потенциал дополнительного предложения трудовых ресурсов оценивается АКРА в 7,5 млн человек. Использование этого ресурса, вероятно, требует стимулирующей политики государства на рынке труда и изменения его институтов в сторону большей гибкости и разнообразия трудовых отношений.
Другой резерв — неполная и дистанционная занятость. В настоящее время на неполный рабочий день на контрактной основе нанято около 1% занятых в России. Дистанционная занятость — явление, затронувшее более 20% работников в начале пандемии, сейчас вновь касается нескольких процентов занятых. Однако полученный в пандемию опыт повысил готовность компаний и работников к подобным трудовым отношениям.
И наконец, еще один источник труда в России — занятость в старших возрастах. Переходный период пенсионной реформы, которая началась в 2019-м, будет длиться до 2028 года. Суть ее заключается в повышении пенсионного возраста для мужчин и женщин на пять лет. В 2024–2028 годах число людей рабочего возраста увеличится на 3–4 млн человек по сравнению со сценарием без реформы, что сопоставимо с 5% рабочей силы (за время с начала реформы прирост составит около 8 млн человек, или немногим менее 10% рабочей силы).