Компания "Пальмира" отбивает в суде тарифы ЛенРТК на проезд. Есть претензии и к ценам в госконтрактах. Власти понимают, но бизнес-риски на себя брать не станут.

Компания "Пальмира", чьи автобусы по муниципальным контрактам возят пассажиров в шести районах Ленобласти, добилась в суде отмены тарифов на перевозки за 2023 год, установленных ЛенРТК (комитет по тарифам и ценовой политике Ленобласти). Решение суда по Приозерскому району вынесено 23 января 2024-го, по Тихвинскому - 12 сентября 2023-го. "Пальмира" также работает в Лодейнопольском, Волховском, Всеволожском и городе Пикалево, иски по утвержденным там тарифам еще рассматриваются.

- Признать недействующим с даты принятия приказ об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа в части указанного в приложении размера предельного максимального тарифа по маршрутам в границах муниципального образования. Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, - говорится в решении по Тихвинскому району.

По СПАРК, ООО "Пальмира" зарегистрировано в Петербурге в 2006-м, вид деятельности "регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении". Руководитель и собственник - Марина Жукова. Оборот в 2022-м 724,79 млн, убыток 29,67 млн. Госконтракты - на сумму 445,58 млн.

В исках компания ссылается на "необоснованно увеличенный" при расчете тарифов пассажиропоток (планируемое количество пассажиров, а, следовательно, и произведенных оплат проезда), что "сделало перевозку экономически нерентабельной". В Тихвинском районе, по мнению компании, этот показатель был завышен на 14%, в Приозерском — более, чем на 40%.

Пассажиропоток - ключевой показатель при расчете тарифа. Именно на него делятся экономически обоснованные расходы перевозчика и прибыль. То есть, если показатель завышен, то тариф ниже.

В "Пальмире" 47news пояснили, что связывают убытки не только с заниженными тарифами, но и низкой оплатой по муниципальным контрактам, на что не раз указывали заказчикам. "В Приозерском районе это 10 рублей за километр пробега автобуса, на таких условиях невозможно работать, это многомиллионные убытки. Здесь низкая плотность расселения жителей, пассажиропоток завышен в два раза. Адекватная цена за километр пробега - 30-40 рублей", - отметили там. При этом подчеркнули, что уходить из района не собираются.

- Как тогда работаете в Тихвинском? (там по контракту 7р/км), - поинтересовался 47news.
- Там садоводства, крупные деревни, вагоностроительный завод, жители ездят. В Приозерском же удобнее расположена ж/д линия, а дачники более обеспечены. Так что пассажиры выбирают электрички и личный транспорт.
- Если контракт убыточный, зачем заходите?
- Если заведомо убыточен, не заходим. Если нет ясности по пассажиропотоку и есть возможность предоставить временно свободный подвижной состав, заходим, чтобы увидеть реальную ситуацию. Именно так пришли в Приозерский район в 2022 году. Сейчас ситуация другая, временно свободных автобусов нет, - объяснили в компании.

С 1 января 2024 года в Ленобласти действуют новые тарифы. В Приозерском районе стоимость поездки выросла с 34-х рублей до 50-ти. В "Пальмире" на это ответили, что пока эффекта не ощутили.

Председатель комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк в разговоре с 47news отметил, что планово повышать тарифы на перевозки необходимо, так как дорожает топливо, запчасти и автобусы (ранее в комитете называли рост на 200-300%). Что касается оплаты работы по муниципальному контракту, то поднять ее более, чем на 10% не позволяет закон в сфере госзакупок.

- Поэтому дальше должны включаться другие инструменты: повышение тарифов, субсидирование со стороны заказчика. Также район может расторгнуть контракт и назначить новую цену, выбрать другого перевозчика. Но коммерческие риски остаются на компании.

В Тихвинском районе субсидию "Пальмире" подняли с 14 до 20 млн в год, - рассказывал глава администрации Юрий Наумов.

- Если условия на бумаге не совпали с реальностью?

- Перевозчик самостоятельно принимает решение, заходить ему на контракт или нет, никто не заставляет. Если нет доверия представленным в закупке расчетам, никто не мешает проверить. А если компания плохо посчитала свою экономику, то, конечно, будет потом предъявлять претензии о завышенном пассажиропотоке и других экономических потрясениях, которые с ним произошли, - заметил Присяжнюк.

Говоря о "Пальмире", глава комитета по транспорту отметил большую долю безналичного проезда и "достаточно свежий" подвижной состав на маршрутах.  "Плюсы у них безусловно есть, и я понимаю заинтересованность районов, чтобы их оставить на маршруте. Но если уйдет один перевозчик, его место должен занять другой, иных вариантов нет", - подчеркнул Присяжнюк.

Глава администрации Приозерского района Александр Соклаков заверил 47news, что расторгать контракт с  "Пальмирой" в районе не собираются, хотя жалобы на перевозчика есть.

В соцсетях жители пишут, что некоторые автобусы приходят редко или не приезжают совсем. Такие же претензии к "Пальмире" ранее возникали в Тихвинском районе. К ситуации подключалась прокуратура.

Про стоимость работы глава администрации сказал, что это существенное условие контракта, и изменять его - нарушение.

- Когда они заключали контракт, они условия видели, их никто силком не заставлял. Мы и так идем навстречу: все их предложения по повышению тарифа в 2024 году поддержали. Субсидии они получают, в 2023-м порядка 40 млн.

- Не опасаетесь перевозчика потерять?

- Я работаю в рамках законодательства. Если они хотят его нарушить, пожалуйста, внесем в реестр недобросовестных поставщиков, и тогда они вообще не будут работать в Ленобласти и вообще нигде, - отрезал Соклаков.

В ЛенРТК ситуацию с исками "Пальмиры" обещали прокомментировать позднее.

Отметим, что отмена приказа по тарифам за 2023 год не означает возмещение убытков. "Это наши предпринимательские риски", - отмечают в "Пальмире".