В Ленобласти дорожает проезд в автобусах. Перевозчики говорят: иначе не выживем, надо вкалывать. 47news детально узнал, что взлетело на 300%. 

С 10 октября во Всеволожском районе компания-перевозчик "Никкос" повышает цены на проезд. Рост – не более 5 рублей за билет. Доехать до метро "Проспект Большевиков" из Янино теперь будет стоить 60 рублей, а из Дубровки – 135. До метро "Дыбенко" из Павлово новая цена – 80 руб. Льготного проезда по этим маршрутам нет.

В Ленобласти – два тарифа: регулируемый и нерегулируемый. Первый устанавливает комитет по тарифам, по второму - перевозчики. Льготный проезд есть только на первом: разницу в цене перевозчикам компенсирует бюджет. 

По словам директора "Никкоса" Юрия Никишина, причин несколько.  

- Топливо подорожало на 12 рублей за литр за последние два месяца. Запчасти до 30%. Иначе не продержимся.
- Этого хватит?
- Куда больше-то. Но позволит хотя бы в нуль выйти. Тут не до жиру, быть бы живу, - доступно объяснил перевозчик.

Развесовка трат в среднем такая: моторное масло для автобусов в мае 2022 года стоило порядка 400 рублей за литр, в сентябре 2023-го – около 700. Дизель в 2022-м заправляли по 55, сейчас – свыше 60-ти. Топливный фильтр стоил 450 рублей, сейчас 655. По  запчастям рост от 10 до 45%, затраты на километр пробега увеличились за год на 20%, а с 2021-го – на все 35%. Тарифы при этом индексировались на 7-10% в год. 

Директор по перевозкам "Питеравто" (в связке с компанией идут перевозчики "Транс-Балт", "Вест-сервис") Роман Юренев тоже охотно рассказал про непростые времена. Помимо топлива и запчастей, основная проблема – дефицит водителей. Чтобы привлечь их и удержать, подняли зарплатный фонд – это треть расходов.

- Цены на проезд повышаете? 
- Постепенно в районах и межрегиональных маршрутах. Последний раз в сентябре. Надо деликатно: пережмешь с тарифом и потеряешь все, уведут пассажиров. Конкуренты не дремлют.
- Какие еще варианты?
- Вкалывать. Оптимизировать издержки, договариваться с властями о помощи, - говорит собеседник, добавив, что не исключает ухода с рынка более слабых компаний. 

В "Пальмире" (работает в Тихвинском районе на регулируемом тарифе) зарплатный фонд этим летом подняли на 15%. Год назад на руки водитель получал около 42 тысяч за 15 смен в месяц, теперь – 51. 
- Что предлагаете? 
- Не повышать цену, а, наоборот, привлекать ценой. Ввести проездные билеты на месяц, чтобы людям выгодней было. Так вырастет пассажиропоток, а он намного важнее тарифа. Но утвержденные в Ленобласти валидаторы не подходят под такие билеты. 

По словам одного из участников рынка, при тарифе в 40 рублей выручка, например, миллион. "Поставишь 45 – будет чуть больше миллиона, а сделаешь 50 – и у тебя опять миллион или меньше, потому что ездить никто не будет". 

В комитете по транспорту региона 47news сообщили, что по нерегулируемому тарифу в области работает только 80 маршрутов (из порядка 800 имеющихся), кто повышает цены, у них сведений нет. Но перевозчиков не осуждают: цену регулирует рынок. 

 - У компаний – дефицит водителей, постоянно растет стоимость топлива. Запчасти подорожали на 300%, а автобусы среднего класса обслуживания – более чем на 200%. Отсюда и подорожание проезда, - констатировали в комитете. 

Пассажирам же, похоже, не кажется, что ими дорожат. "Скоро вся зарплата будет уходить на дорогу", - пишут в пабликах Колтушей (там как раз подняли цену). Там же вспомнили пробки, долгое ожидание на остановках и плохие дороги. И вздохнули, что все равно ездили и будут ездить. У кого нет машины - альтернативы нет.

Евгения Парникова,
47news

Контекст:

Повышение цен на проезд происходит на фоне старта транспортной реформы. В 2024 году комтранс начнет конкурсные процедуры на выбор подрядчиков, регион получит более 400 новых автобусов. Они встанут на 90 маршрутов, которые связывают Петербург и Ленобласть. Планируемые расходы бюджета - более 5 млрд рублей.