47news изучил реакцию близких гигантскому маркетплейсу на самый крупный пожар в российском ритейле. Поставщики говорят о непрозрачных компенсациях, пункты выдачи бурлят традиционным, а пролетариат смотрит на конкурентов и столицу.

Торговцы ждут открытия нового склада Wildberries вместо сгоревшего комплекса в Шушарах, чтобы возобновить работу, рассказали 47news 17 января партнеры маркетплейса.

- Так совпало, что в тот же день, когда произошел пожар, должны были делать крупную отгрузку на склад. Но Бог миловал, не успели оформить, - сообщила предприниматель Олеся, кто торгует на Wildberries одеждой и бижутерией.

По словам опрошенных предпринимателей, склад в Шушарах был крупнейшим логистическим узлом Cеверо-Запада в империи Wildberriеs, заказы оттуда шли от Пскова до Архангельска. После лихого пожара основная нагрузка на другом крупном складе - в промзоне Уткиной Заводи в Невском районе мегаполиса. 

- Но этот склад пока не принимает товары или обещал сделать приемку платной. Получается, товар не можем распределять по площадкам, для покупателей не видны, - продолжила собеседница. 

Нескольким собеседникам система выплаты компенсаций показалась непрозрачной. Из-за масштабов и сложной логистики все еще устанавливается, на каких складах хранились части товара.

- У нас в Шушарах хранилось немного, тысяч на пять. Больше всего не повезло тем, кто оформил крупные отгрузки накануне пожара, - рассуждает Михаил, который торгует через Wildberries сувенирами. - Компания сразу разослала сообщение, что готовы вернуть стоимость. Но оформляют сгоревшее как проданный товар, в этом случае прибавляются затраты на логистику, то есть доставку со склада до пункта выдачи заказов. Считается эта логистика почему-то в тройном размере. Соответственно, партнеры получают меньше. Но куда доставляются товары, в крематорий?

Российские маркетплейсы в целом известны своей цифровизацией, "Дикие ягодки" тоже на связи с предприимчивыми партнерами. В рассылке через приложение сообщили, что деньги стараются вернуть максимально оперативно, так что суммы не окончательные и постоянно уточняются. Накануне в Telegram-каналах и прессе сообщалось о "сотнях партнеров", отказавшихся от компенсаций.

- Мы с другими продавцами в чате похихикали, - рассказал 47news индивидуальный предприниматель Александр.

- Это просто смешно, если учитывать, что обычно компания штрафует партнеров на всем подряд. В официальных отчетах сообщает о двух миллиардах рублей, собранных только от штрафов! Это же о чем-то говорит, - возмущается Олеся из Петербурга.

Собеседница привела относительно свежий пример взаимоотношений поставщиков и головной компании. В августе прошлого года затопило склад ритейлера в Электростали, а подмоченные товары, по словам предпринимательницы, продавались как новые или с минимальной уценкой. Клиенты закономерно отказывались, а платили владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и поставщики. "Вайлдбериз", получается, ничего не теряет. В этот раз опять все за наш счет. Мы уже проходили и то, и другое, как-нибудь выберемся", - заключает собеседница.

За первую половину прошлого года Wildberries отчиталась об обороте в 1,22 трлн рублей. Для сравнения, страховщики оценивали ущерб от пожара в 11 млрд. В целом маркетплейс можно сравнить с полноценной империей, которой управляет самая богатая женщина России Татьяна Бакальчук, а с противоположной стороны  - касты поставщиков, владельцев ПВЗ и персонал складов. Те, кто ближе к покупателю, периодически устраивают демарши. На отдельной орбите - плуты, что спешат заработать на грезящих большими деньгами от "купи-продай".

В открытых Telegram-чатах свои ближайшие карьерные перспективы с утра до ночи обсуждают сотрудники сгоревшего склада в Шушарах. Друг у друга логисты живо интересуются условиями у конкурентов в Lamoda. Не связанные семьями и детьми всерьез рассуждают о переезде в Wildberries в другие города, в том числе в столицу. Тренд характеризует высказывание "отсидеться в Коледино, пока не наладится". Часть персонала успела перебраться на склад в Уткиной Заводи и сравнивает обстановку.

"Лично я вчера неплохо отработал, несмотря на то, что отвык от вашей раскладки и расположения рядов с лета. Ни одной потеряхи, и склад меня приятно удивил. С лета стало намного чище, искать проще, да и в целом приятнее", - делится с коллегами Андрей.

В целом персонал готов вернуться к работе, когда запустят новый склад: "Общая беда делает людей добрее". В сети полно карьерных отзывов с подсчетом доходов: в месяц может получаться под 100 тысяч, но физически работа тяжелая.

Сложилось впечатление, что в пунктах выдачи о гигантском пожаре в Шушарах не переживают. В их чатах те же дискуссии о нюансах общения с региональными менеджерами, аудите франчайзи и юридические споры о штрафах. 

47news спросил представителей ритейлера о способах расчетов с партнерами и поддержке персонала сгоревшего склада. Заодно мы поинтересовались, где появится новый склад и сколько на него потратят. "Дикие ягодки" обещали ответить чуть позже.

Андрей Карлов, 
47news  

О том, чего уже нет:

Пожар на складском комплексе Wildberries в Шушарах в медиа назвали самым крупным в истории российского ритейла. 13 января вспыхнуло больше 75 тысяч квадратных метров. Справиться с огнем  удалось только на следующий день. Пожарные работали по максимально высокому, пятому, номеру сложности. Из здания эвакуированы больше 1600 человек. Людей преследовала натуральная стена огня. С сотрудниками, которые перестали отвечать на звонки, выходили на связь несколько дней. Власти и бизнес в прессе заочно спорили, существовало ли разрешение на ввод склада в эксплуатацию.

P.S.:

После выхода материала в Wildberries ответили на часть вопросов 47news. В компании сообщили, что первые компенсации продавцам выплатили 15 января. Суммы выплат рассчитываются на основе среднерозничной цены конкретной позиции за вычетом комиссии маркетплейса и стоимости логистики. Представители маркетплейса еще раз подчеркнули, что первый платеж - не финальный, основан на предварительных расчетах и будет уточняться. Это касается и стоимости логистики.

"Такой подход позволил начать выплаты как можно быстрее - нам было важно, чтобы партнеры могли сохранить высокую скорость оборота. Для точного расчета нам понадобится некоторое время, мы просим партнеров проявить терпение", - рассказали в Wildberries.

В компании настаивают, что получили сотни обращений об отказе от выплат. Но заплатят всем, в том числе и отказавшимся.

Ритейлер стремится наладить новый сортировочный центр и найти дополнительные площади в мегаполисе. Это позволит вернуть сотрудников склада, оставшихся без работы, и восстановить поставки в город в обычном режиме.