Миллионы тонн отходов Санкт-Петербурга ищут и не могут найти себе места в Ленинградской области. Позиции Смольного и Суворовского, конкуренцию, протесты, — все это 47news обсудил с той, кто отвечает за этот фронт.
Мы поговорили об итогах года с Екатериной Горшковой - гендиректором компании "Невский экологический оператор", что отвечает за обращение с отходами Петербурга. От редакции: проблемами при реализации мусорной реформы, начатой по поручению президента, игроки рынка называют медлительность и нескоординированность действий города и области, конкуренцию между регоператорами и противостояние активистов. Последние порождают политические вибрации - Петербургу нужны заводы по переработке (строить можно только в Ленобласти), но областным властям не нужны протесты. Пат. А можно сказать - трясина.
- Давайте о планах. Про завод в карьере "Оржицы" можно забыть? - спросил 47news.
Карьер - в Ломоносовском районе, планы НЭО вызвали протест жителей, ходоки ездили к президенту.
- Почему же забыли? Проведенных исследований пока недостаточно для того, чтобы делать заключения. Изыскания продолжаются.
- Так долго? Фонтаны Петергофа мешают? Есть перспективы с учетом политических и протестных причин?
- Фонтанов там нет, но много глины, - пришлось бурить. И достаточно густой лес - не везде есть возможность технике проехать. Итоги будут в начале года. С активистами прямой диалог, – они звонят непосредственно мне.
- А что по "Дубровке", которая стала "морем"?
Карьер во Всеволожском районе недавно (и неожиданно) признан "Федеральным агентством водных ресурсов" частично водным объектом, строить там нельзя.
- Это не ставит крест. Обводненный участок - не природный, а результат хоздеятельности компании, добывавшей песок. Видимо, работы проводились с нарушениями. Проведенные нами изыскания до начала проектных работ подтвердили: на территории - строительный мусор. Изучаются все возможности для реализации проекта.
- Обсуждается вариант прирезать необводненную часть карьера?
- Такой вариант возможен, но пока это только на уровне обсуждения.
- Карьер "Островский", с которого, по словам активистов, все польется на Карельский перешеек? Что там происходит?
Карьер - в Выборгском районе, где проект НЭО столкнулся с ожесточенным сопротивлением жителей, строительство уже началось.
- Насчет "польется" - это эмоция, не соответствущая действительности. Некоторые жители априори уверены, что либо построим плохо, либо будем неправильно эксплуатировать. Переубедить пока не получается. Сейчас ведется выравнивание площадки (120 га), строят стройгородки, временные дороги. Площадь большая, с разным рельефом. Документация 3-й месяц в Главгосэкспертизе. Рассчитываем на результаты в 1 квартале 2024.
- Укрупненно - какой тайминг строительства?
- После Главгосэкспертизы планируем сразу получить разрешение на строительство. Оборудование заказали, пойдут фундаменты, корпуса сортировки и компостирования, котельная, подстанция, очистные – все техусловия получены. Планируем завершить к декабрю 2024-го, запустить в 2025-м.
- Что с оборудованием после начала СВО?
- На рынке - российские аналоги и возможность купить всё, даже в США, но мы там не покупаем. Наши производители делают сепараторы, они уже установлены на Волхонке, есть пресс, сделанный в Петербурге. Активно предлагается продукция Китая, но мы пока не покупали, по цене аналогов в Европе - разницы нет.
- Цена вашего завода 12 млрд. Есть мнение, что она завышена вдвое.
- Ключевое в оценке стоимости после санкций. В 2021-м мы исходили из аналогов в Московской области. Выходя на конкурс, пересчитали, цена же должна быть адекватной. Использовали сборники Минстроя о сметной стоимости, они ежегодно переиздаются. Сейчас цена в показателях марта 2023-го - высокотехнологичность, затраты на подготовку территории, обеспечениее сетями и техприсоединение. И увеличение сроков вводит параметр инфляции. С подорожанием сталкиваются многие проекты, чья реализация в силу внешних факторов затягивается на несколько лет.
- Территория 120 га на "Островском", - зачем так много? "Хвосты" на какой территории будут располагаться?
- Под хвосты - около 40 га. Большая территория под здания и зону развития НИОКР, где будут проводиться исследования новых методик переработки, в том числе пиролиза.
- На людях? - пошутил 47news.
- На себе, - вздохнув, ответила собеседница, добавив, что нет никакого намерения навредить жителям Карельского перешейка, а все проектные решения законны.
- Какие у вас отношения со Смольным? Говорят, прохладные?
- Сложно себе такое представить, ведь собственник 50% НЭО - правительство Петербурга. Дистанцироваться, наверное, можно, но далеко не получится. Город как публичный субъект ставит задачи, а мы стараемся выполнять их по мере наших возможностей.
- А как с Ленобластью? Не искрит? - вспомнил пару мнений 47news.
- Ленобласть тоже акционер (25% и 1 акция). Работаем по вопросам строительства мусороперерабатывающих заводов, а по нынешним объектам размещения адресуем в профильный комитет. Проблем с коммуникацией нет.
- Комфортнее со Смольным или Суворовским?
- Хороший вопрос, но характер отношений разный. В области - о создании инфраструктуры, в городе - оператив по текущим вопросам. Бывает, что и там, и там выдерживается процедурный срок (максимальный), но таких ситуаций не избежать, - как показалось, дипломатично ответила Горшкова о привычках бюрократии.
- Ленобласть в областном регоператоре УКООЛО тоже акционер, - напомнил 47news.
- Думаю, и на них регион тоже влияет, - чуть задумавшись, ответила Горшкова.
- Как отношения с областным регоператором?
- Мы пользуемся объектами УКООЛО для размещения и поддерживаем коммуникацию. Но важно понимать, хоть мы и связаны, но у каждого – свои задачи.
- А невидимая конфронтация есть?
- Не решен вопрос о распределении потоков. Изначально перед НЭО ставилась задача строительства 5 заводов для отходов Петербурга и ближайших районов области. Логика не чтобы забрать побольше, а в логистике. Но по терсхеме Ленобласти получается иная картина. Регион развивает свои проекты, не всегда оптимально расположенные логистически, частично дублирующие мощности, которые мы проектируем для агломерации. Но, это сложно назвать конфронтацией. В текущих условиях мусора хватит на всех, вопрос в стоимости транспортировки. Пожалуй, основной спорный момент.
- Повлияет ли на планы НЭО завод областного регоператора в Кингисеппе?
- В терсхеме второй год переписываются данные по потокам на этот объект. Планируется 300 тысяч тонн на обработку с юга и запада Ленобласти, из Гатчины и Луги. Наших объемов в части обработки нет, а есть размещение "хвостов" из города. Не могу давать оценку, сможет ли объект принять наши объемы. Если смотреть на характеристики, то там к размещению доступно всего около 100 тысяч тонн. Если будет некуда вести "хвосты", то повезем, но нельзя не отметить, что это логистические сложности – большое расстояние, сама трасса нехороша. Но на сегодняшний день это альтернатива, которая у нас есть. Напомним, что с 1 января НЭО перестанет использовать полигон "РАСЭМ" в Выборге.
- Давайте о результате НЭО за прошлый год: прибыль 1,7 миллиардов при собираемости 77%. Какая структура прибыли?
- Собираемость на прибыль не влияет. Прибыль - начисленная выручка минус расходы, а собираемость это на денежный поток. Начислили 14 млрд, собрали 12 млрд, а прибыль будет считаться налоговой от 14-ти. И это деньги на строительство заводов, учтенные в тарифе, она такая и должна быть. На бумаге у нас деньги есть всегда, а собрали ли мы их - вопрос. Хотя сейчас собираемость находится на уровне 95%.
- Коллекторов нанимаете?
- Пока нет, но рассматриваем вопрос. Работа с дебиторской задолженностью - одна из основных задач. Сейчас сумма просроченного 2,7 млрд рублей у физлиц и юрлиц. ЕИРЦ обзванивает должников, высылает уведомления и судится с ними от нашего имени.
Отметим, получить запрет на выезд из страны вы можете и при долге в 5-10 тысяч.
- Поговорим о Волхонке? У вас был клинч с аэропортом Пулково из-за птиц....
Регламент Росавиации ограничивает 15 километрами зону, запретную для объектов, "способствующих привлечению птиц". Под норматив подпадают и те, кто отпугивает пернатых. (До Пулково 7 км).
- Мы получили орнитологическое заключение и разрешение на строительство (на ввод в эксплуатацию завод отмашки еще не получил - ред.). Достраиваем вторую очередь. Указанное расстояние - рекомендация. У нас достаточно мер: полностью закрытые цеха, зона разгрузки; везде антиприсадочные устройства, системы отпугивания. С заключением мы ознакомили Пулково и Росавиацию, они не согласны, - это их право. Мы обязаны соблюдать все меры безопасности, а, если будем нарушать, оператор Пулково сможет подать жалобу в прокуратуру. В наших интересах все строго соблюдать.
Неподалеку расположены Юго-западные очистные сооружения Водоканала, где гнездятся пернатые. Рядом производство по переработке мусора с открытой линией. Обстановка в принципе невыгодная для Пулково — с одной стороны Финский залив, с другой Ладога.
- В "Новоселках" птицы покрупнее - Минобороны и Газпром.
Военные и монополия планируют построить неподалеку вип-аэродром и возражают против соседства с мусороперерабатывающим заводом.
- Юридически разницы нет. Город помогает, проект также в его интересах. Место логистически хорошее, и это не новая территория, а земля бывшего полигона. Он, конечно, в свое время прославился из-за запаха, но к нашему проекту отношения не имеет. Запаха от КПО "Новосёлки" не будет – только переработка, никакого складирования, производство в закрытых цехах. Как и на других объектах, будем тщательно подходить к получению разрешительной документации.
- В тариф НЭО заложен объем 2,4 млн тонн, но в прошлом году вы собрали 1,6 млн тонн. Получается, жители переплачивают?
- Тут нюанс. Жители платят за кубы. Согласно терсхеме, образуется 13 млн кубов отходов — 2,4 млн тонн. Фактически за прошлый год 17 млн кубов, что в массе 1,6 млн тонн. Дело в некорректной плотности, заложенной в нормативы от 2017-го: 185 кг в кубе. Реальная цифра - 100 кг. И отходы постепенно легчают из-за роста количества упаковки. В этом году ориентировочный объем 19 млн кубов, то есть 1,7 млн тонн.
Добавим, что исторические корни ошибки в попытке заложить в плотность строительные отходы, а не вести воспитательную работу среди жителей, призывая не выбрасывать стояк на площадки для ТКО.
- Можно про тариф поподробнее?
- Формируется от необходимой валовой выручки (НВВ). Считается по расходам - транспортировка, обработка, размещение, зарплаты, аренда. Обосновывается перед комитетом по тарифам. Если учтем лишнее, то в следующем периоде идет "отрицательная корректировка". Если потратим больше, например, повезем далеко, в Кингисепп, то убыток нам вернут в НВВ.
Тариф на вывоз мусора в Петербурге в 2023-м был 1367,57 рублей за куб. С июля 2024-го вырастет на 7%. Как, впрочем, и остальные коммунальные платежи.
- От денег на землю. Есть проблемы с очисткой от снега подъездов к площадкам?
- Бывают ситуации - решаем на месте. Очистка – задача УК и городских служб, но при сложной погоде работаем вместе. Город оказывает все содействие в данном вопросе.
- Как оцениваете работу НЭО в 2023 году?
- Много внимания уделено настройке вывоза, коммуникации с УК. Человеческий фактор есть, но система налажена. Продвинулись по раздельному сбору - 4 тысячи площадок, 8 тысяч баков, еще 1,6 тысяч впереди. В процессе урегулирование договорных споров с юрлицами. Возникали сложности с УК, они хотели рассчитываться по факту, независимо от наличия системы раздельного сбора. У нас более 300 таких дел. Были "качели", но Верховный суд решил в нашу пользу.
УК полагают, что норматив (на кв метр) завышен и требуют оплаты по факту. НЭО готов на это, если УК организуют раздельный сбор. Это как с нормативами по воде - можно платить по ним, а можно поставить счетчик. Кстати, есть примеры, когда УК переходили на оплату по факту и получали счета в два раза больше.
- Что с полигоном "Новый Свет"? И остальными?
- У "Нового Света" есть лицензия. Да, были проблемы с дегазацией, но они устранили. Планы на рекультивацию пока сдвигаются, возить просто некуда. Полигоны "Лепсари" и "Авто-Беркут" давно исчерпали мощности и должны были закрыться. Но подобная ситуация по всей стране - такие площадки работают по "вынужденному" постановлению правительства до 2026-го. Небольшой полигон "РАСЭМ" в Выборге, но с нового года перестаем туда возить. И полигон "Экоплант" под Тосно. Всё. Конечно, нужно было раньше начинать строить инфраструктуру, но сейчас работаем с тем, что есть. Похожая ситуация в регионах, кроме Москвы и Московской области.
- Что с кадрами? Голод?
- Да, определенный есть. Перевозчикам сложно найти новых водителей. Нас тоже коснулось в части своего транспорта для раздельного сбора и завода на Волхонке.
- Была идея посадить за руль женщин. До этого не дошло?
- Пока нет. Кстати, по стройке в "Островском" с рабочими тоже тяжело.
- Есть претензии к перевозчикам?
- За два года сработались, вопросов к ним нет.
- Ну кто-то же лучше работает, кто-то хуже?
- И тут нюансы. Например, на севере перевозчик "Эко Лэнд" заменил баки, и теперь там мало больших контейнеров, как на юге. Пластиковые эстетичнее, но "лодки" грузить быстрее. Если сбои, поправляем. Во время сложной погоды просим приезжать два-три раза. А вообще, НЭО - точно не ухудшил жизнь перевозчикам. Раньше они конкурировали, демпинговали и имели огромную дебиторку. Сейчас понятный бизнес-план, знают, сколько заработают и долги им выбивать не надо, это на нас. В то же время, мы не забрали под себя транспортировку. Не наживаемся, штрафы перевыставляем, только если нас штрафуют за несвоевременный вывоз, но никогда сами не подлавливаем, как в некоторых других регионах.
- Как у перевозчиков с подвижным составом?
- Обновляют парк китайскими мусоровозами, машины уже хорошо зарекомендовали в районах со сложной застройкой.
- Как собираетесь Новый Год проходить?
- Мы готовы, учли опыт предыдущих лет. Есть план адресов, где будет по 2-3 выезда (по нормативу раз в сутки летом и раз в трое - зимой). Заранее знаем, где будет "жарко". Например, север города, Парнас. Наш телефон: 213-07-10, звоните.
- Все же мусорная реформа буксует в части мусоропереработки. Решать вопрос призваны два столбовых региона - Петербург и Ленобласть - и супертяжеловес Интер РАО (был и ВТБ, но вышел). Кто дал сигнал навести порядок - объяснять не надо. Но все со скрипом. Почему?
- Сложности с местами размещения заводов. Вариантов мало, и никто не хочет, чтобы он был рядом. Это превращается в грамотную оппозицию с бесконечными судами. Завод на Волхонке мы построили за год, так быстро никто не строил в стране. Сейчас достраиваем вторую очередь - 400 тысяч тонн обработки. Это новое современное производство - красиво и мощно. Но оно строилось на месте существующего предприятия, что позволяло двигаться вперёд, даже если возникали заминки с документами. Но там, где сталкиваемся с потоком вопросов от активистов и разных интересантов, мы не можем так быстро двигаться, должны четко следовать процедуре. Проектирование и экспертизу быстро не сделать, все решения перепроверяются.
- Вам не кажется, что вразнобой работают федеральные ведомства?
- Есть и такое.
- Но Петербург должен вас прикрывать?
- Прикрывают, поддерживают в переговорах с федеральными структурами, но не всегда все зависит от нашего правительства. Особенно, когда есть несколько разнонаправленных интересов. Не стоит забывать о конкурентной среде. Регоператор — это вновь созданная структура. Мы пришли не на пустое место, здесь были игроки, имевшие свои виды на инфраструктуру. Возможно, у кого-то осталось недовольство.
- А если убрать весь политес, зачем вы, по большому счету, нужны Ленобласти? У нее есть свой регоператор, свои полигоны, в планах - заводы.
- Как регоператор, конечно, не нужны, со своим мусором область справится без нас.
- Так может, в этом причина того, что вы свои не можете построить?
- Ленобласть - наш акционер. Мы, как Москва и Московская область, тесно связаны экономически, социально и должны сотрудничать. Современная инфраструктура обращения с отходами у нас отсутствовала и построить ее с нуля – дело не быстрое. Проблема городских отходов сегодня ещё острее, чем два года назад. Это все понимают, как и то, что без нашего участия её не решить. Разумеется, будут возникать разного рода препятствия, но мы уверены, что совместно с коллегами их преодолеем. Скорейший запуск всех производственных комплексов позволит отказаться от эксплуатации старых объектов размещения и перейти, наконец, от захоронения к сортировке.