Девочка стреляла в одноклассников в Брянске и погибла сама. Стреляла — не новость. Удивительное — девочка. Узнали у психолога, в чем природа не женского поступка и какой диагноз у общества.

Утро 7 декабря в брянской гимназии №5 началось со стрельбы — 14-летняя девочка принесла в школу помповое ружье. Погибла сама и одноклассница. Пятеро ранены. По телеграм-каналам летят видео из класса, где ученики строят баррикады, а за дверью звучат выстрелы, и фото оружия на фоне лужи крови. Отец рассказывает следователям, как после своего дня рождения не уследил за дробовиком. Администрация школы — почему не работала рамка металлодетектора и где была охрана.

Шутинг и "ай, как так опять получилось" - не новость. Нюанс в том, что стреляла девочка. О причинах звучит противоположное: травили/ничего особенного не происходило. 47news спросил эксперта-психолога: где искать природу неженского поступка.

В современном обществе, не только российском, но и мировом, нарастает агрессия, "агрессия стала стилем жизни", - начал с общего доктор медицинских наук, доктор психологических наук, судебно-психологический эксперт Петербургского института независимой экспертизы и оценки Василий Белов.

Подросток же еще не имеет тормозов, четких границ не может отличить добро от зла. И поэтому в желании проявить себя, доминировать, он выходит за границы дозволенного. Других способов возвыситься он не видит.

"Агрессия бывает доброкачественная и злокачественная, первая позволяет достичь пользы для себя, отстоять свои права. Злокачественная агрессия направлена как раз на уничтожение себя и общества", — уточнил судебно-психологический эксперт.

Кроме желания доминировать, девочка могла получить в гимназии, среди одноклассников и педагогов, психотравму и "вылить" ее туда, откуда она взялась. Внутриличностный конфликт тесно связан с межличностным, один переходит в другой и обратно. Скорее, был сильнейший и непреодолимый для ребенка негатив. Возможно, наложилось социальное и психологическое неблагополучие, отсутствие поддержки среди семьи, близких и окружения. Так нарушился баланс негативного и позитивного в жизни, эмоции переполнили школьницу, вылились через край, она поняла, что даже не сможет жить с этим.

"Неудовольствие копится, подростка гнобят, появляется психологическое цунами, против которого не пойдешь, — объясняет Белов. — Женщины ведь пол эмоциональный. Женщина — сама по себе эмоция. У мужчин так не принято проявлять эмоции, а девочка проявила во вне. Само слово "эмоция" происходит от латинского "emovere", что означает возбуждать, волновать, потрясать". Это была крайняя импульсивность, она сплошь и рядом идет с социопатией и психопатией".

Но тут важно отметить, обратил внимание эксперт, что ребенок не терял контроль над ситуацией. То есть его линия поведения и конкретные действия были продуманы заранее. Учащаяся знала, что все завершится для нее суицидом. Суицид — крайний вариант самоагрессии, то, что произошло в учебном заведении Брянска — расширенный суицид. Она хотела уничтожить обидчиков, уничтожить себя и так уйти от ответственности. Хотя, по мнению Василия Белова, ответственность лежит на всем обществе. В социуме аномия — нечеткость и шаткость нравственности, моральных убеждений, доминирование неправильных образцов.

"Обычно окружение видит происходящее с ребенком и отражает это как зеркало. И оно может делать это криво или объективно. Именно взрослые должны отражать объективно, то есть должны были увидеть, что с девочкой что-то не так. Явно были подготовления, они были видны. Ребенок принимает решение и после этого ведет себя иначе", — уточняет психолог.

Тут нужно узнавать, что за семья была у девочки, ведь виды поведения наследуются. Белов предполагает, что рядом с стрелявшей не было хорошего школьного психолога, социального работника. Классный руководитель и другие педагоги не услышали вовремя ее "крик" о помощи. Других выходов школьница не видела, а общество ей их не показало. И тогда "зло победило добро".