Смена школы — серьезный шаг, на который сложно решиться без значимых оснований. Как понять, какие проблемы в образовательном учреждении стоит преодолевать, а какие являются сигналом, что пора его покинуть, "Известиям" рассказала психолог, руководитель направления профориентации и развития подростков образовательной компании MAXIMUM Education Ирина Гришина.

"Первый сигнал — демотивация ребенка. Она выражается в том, что ребенок без интереса идет в школу, перестает делать домашние задания и вообще всем видом дает понять, что ему скучно. Это не нормальное для ребенка состояние: интерес к учебе как форме познания мира нового должен быть на протяжении всего периода взросления. Бывает, что школьнику не нравится отдельный предмет или даже несколько — это не критично: редко бывает, чтобы нравилось всё. Но если большинство предметов не вызывает у ребенка никакого интереса, это повод задуматься о переходе в другую школу. Задача школы — пробуждать интерес к учению и давать знания; если этого не происходит, то какой смысл терять время?" — сказала она.

Второй сигнал — плохие отношения с одноклассниками или учителями, считает специалист. При этом она указала на то, что в целом возникновение конфликтов — это нормально, с ними сталкиваются все, и для ребенка это хорошая возможность учиться отстаивать свое мнение и слышать других, когда с ним не согласны.

"Критической ситуация становится, когда в отношении ребенка начинается травля, и конфликт приобретает затяжную, травмирующую форму. Безусловно, стоит приложить усилия, чтобы помочь ребенку этот конфликт преодолеть, обратившись к классному руководителю, директору школы, родителям обидчиков. Возможно, ребенку на этот период стоит организовать удаленное обучение, а если конфликт не решается — переводить в другую школу. Важно подключить на это время психолога, чтобы он помог ребенку проработать травму и научиться решать конфликтные ситуации, а не становиться их жертвой", — сказала Гришина.

Третий сигнал — низкий уровень образования. Этот пункт особенно актуален для детей с выраженными способностями и высоким интеллектом. Связано это с тем, что многие классы переполнены и, объясняя урок и давая задания, учитель ориентируется на некоего "среднего" ученика, добавила эксперт.

"Это также касается детей, которые не успевают за школьной программой. В таком случае учитель должен проявить индивидуальный подход, пообщаться с его родителями и выяснить, в чем причина того, что ребенок отстает. Если учителя и родители оставляют это без внимания, то дальше ситуация будет усугубляться, а разрыв между знаниями ученика и школьной программой будет становиться всё больше", — сказала специалист.

Гришина подчеркнула, что при принятии решения о переводе ребенка в другую школу важно узнать его мнение и с уважением относиться к нему.

"Возможно, ребенок не сразу согласится с вами, что стоит переводиться: в школе у него могут быть друзья. Кроме того, он может бояться неопределенности, связанной с переходом в новую школу, больше, чем проблем в нынешнем учебном заведении. В таком случае стоит донести до ребенка, что в новых обстоятельствах вы намерены во всем помогать ему, советоваться и выбирать вместе с ним то, что ему подходит, а также сохранять то, что ему дорого", — заключила психолог.