Государство обещает лесникам фактически покрыть затраты на логистику, если они повезут дерево через порты Ленобласти и Петербурга. Но они в наш лес для Китая и Ирана не верят.
Правительство России утвердило меру поддержки экспортёрам леса, работающим через порты Северо-Запада. Им могут покрыть до 80% затрат (до 50% от объёма поставок) на транспортировку продукции, в случае поставок через отечественные морские порты на Балтике. Сам механизм логистических дотаций был утверждён федеральным центром ещё в 2017 году, но модель корректировалась. Путь к субсидиям лежит через конкурс, которые стартует 7 августа. Оператором же выступает Российский экспортный центр (РЭЦ), входящий в Группу госкорпорации ВЭБ.РФ.
Для лесопромышленного комплекса 2022 год стал худшим за последние десять лет и глубже. С весны прошлого года недружественная Европа закрылась для леса Ленобласти, а это был традиционный и основной рынок сбыта. До 80% берёзового баланса отправлялось в Финляндию, топливная щепа и пеллеты шли в Англию, Данию и Германию, доска уходила финнам и немцам, в Эстонию и Литву. Итого заготовка леса в 47 регионе рухнула на 31,5% — до 3,7 млн кубометров.
Как отмечают участники рынка, морской транспорт для леса Ленинградской области не был главным. Наша древесины тяготела к сухопутной логистике, с прицелом на автомобильный и железнодорожный транспорт. Если смотреть на итоги работы стивидоров Балтийского бассейна, то лес на экспорт переваливали только два петербургских терминала. Основной объём (81,5 тыс тонн) пришёлся на "Морской порт "Санкт-Петербург" и чуть-чуть отправил "Терминал Святого Петра" (4 тыс тонн). Не видит статистика леса у "Феникса" в Бронке, на ломоносовском "Балтиморе", на ПКТ и ПЛП, и у "Тетрамета". Хотя в прошлом году был.
Непосредственно в Ленобласти главные морские экспортные ворота для древесины — это "Лесной терминал "Фактор" в Усть-Луге. Там тоже — стоп. В Калининграде - такая же ситуация с лесом на "Цепрусе" и в "Калининградском морском торговом порту".
Итого в российских портах Балтийского бассейна за шесть месяцев 2023 года было перевалено 85,5 тыс тонн леса, в то время как за аналогичный период 2022 года этот показатель равнялся 290,3 тыс тонн.
После того, как Европа была закрыта для российского леса, как на потенциальные рынки сбыта лесники Ленобласти стали смотреть на Турцию, Иран, Северную Африку и Китай. В последний отправки морем — это не что-то новое. Но дерево шло туда в контейнерах, а это отдельная номенклатура.
"Отправляли через порт в Китай фанерный кряж. А потом китайцы сообразили, что им выгоднее здесь открыть несколько маленьких производств, поставить усиленные станки и у нас же фанеру лущить, а отгружать уже шпонт. Но его отправляли в Китай в тех же контейнерах", - вспомнил недавние времена директор "Кингисеппского леспромхоза" Дмитрий Ханейх.
Опрошенные 47news представители ЛПК не смогли определённо сказать: поможет им или нет субсидия под 80% на логистику. Поясняя, что раньше отправки продукции в далёкий Китай для них были исключением, а раз нет больше европейского рынка, то сподручнее развивать внутреннее потребление, чем смотреть на Азию.
"Как правило, мы отгружали балансы (древесина диаметром до 10 сантиметров для производства бумаги — прим. 47news) в Финляндию автотранспортом или железной дрогой. Пиловочник в редких случаях уходил теплоходами. Через Усть-Лугу - "Фактор" или Ломоносов - "Балтимор". Через Сайменский канал в центр Суоми, а там уже финны его развозили. Также морем уходила щепа в Германию и Данию", - рассказал традиционных логистических маршрутах ленинградского леса из недалекого прошлого представитель лужского деревообрабатывающего предприятия.
Сами портовики Ленобласти в появление леса на своих причалах не особо верят.
"На данный момент для нас это неэффективный груз. Есть ряд запретов и ограничений, и есть традиционный рынок сбыта, который формируют недружественные стран. Вот и всё", - сообщил один из стивидоров, недавно работавший с лесом.
Официальный комментарий от представителей усть-лужского терминала "Фактор", с которым и ассоциируется портовая перевалка древесины в Ленобласти, на момент подготовки материала получить не удалось.
Отметим, что когда на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) губернатора Ленобласти Александра Дрозденко спрашивали про спасение лесной отрасли, то и сам он не особо верил в то, что древесина пойдёт в Азию через наши порты:
"Мы потеряли лесное направление. Все-таки в Азию лес продавать дорого. Это та продукция, которая не терпит длинного плеча, длинной перевозки, туда нужно готовую продукцию продавать. А сырье, лесосырье, - оно далеко не перевозится. Поэтому мы сейчас больше ориентируемся на юг России, на Новороссию по поставкам продукции леса. И, конечно, на переработку", - рассказывал глава региона в программному интервью ТАСС.
Леса стало меньше не только в портах Балтики, но и других российских портах. Экспортную перевалку смог нарастить только Каспийский бассейн.
По итогам шести месяцев 2023 года проседают и близкие к Китаю порты Дальневосточного бассейна, и лесные терминалы Архангельска и Онеги в Арктическом бассейне, и заточенные под Турцию порты Азово-Черноморского бассейна.