Государство обещает лесникам фактически покрыть затраты на логистику, если они повезут дерево через порты Ленобласти и Петербурга. Но они в наш лес для Китая и Ирана не верят.

Правительство России утвердило меру поддержки экспортёрам леса, работающим через порты Северо-Запада. Им могут покрыть до 80% затрат (до 50% от объёма поставок) на транспортировку продукции, в случае поставок через отечественные морские порты на Балтике. Сам механизм логистических дотаций был утверждён федеральным центром ещё в 2017 году, но модель корректировалась. Путь к субсидиям лежит через конкурс, которые стартует 7 августа. Оператором же выступает Российский экспортный центр (РЭЦ), входящий в Группу госкорпорации ВЭБ.РФ.

Для лесопромышленного комплекса 2022 год стал худшим за последние десять лет и глубже. С весны прошлого года недружественная Европа закрылась для леса Ленобласти, а это был традиционный и основной рынок сбыта. До 80% берёзового баланса отправлялось в Финляндию, топливная щепа и пеллеты шли в Англию, Данию и Германию, доска уходила финнам и немцам, в Эстонию и Литву. Итого заготовка леса в 47 регионе рухнула на 31,5% — до 3,7 млн кубометров.

Как отмечают участники рынка, морской транспорт для леса Ленинградской области не был главным. Наша древесины тяготела к сухопутной логистике, с прицелом на автомобильный и железнодорожный транспорт. Если смотреть на итоги работы стивидоров Балтийского бассейна, то лес на экспорт переваливали только два петербургских терминала. Основной объём (81,5 тыс тонн) пришёлся на "Морской порт "Санкт-Петербург" и чуть-чуть отправил "Терминал Святого Петра" (4 тыс тонн). Не видит статистика леса у "Феникса" в Бронке, на ломоносовском "Балтиморе", на ПКТ и ПЛП, и у "Тетрамета". Хотя в прошлом году был.

Непосредственно в Ленобласти главные морские экспортные ворота для древесины — это "Лесной терминал "Фактор" в Усть-Луге. Там тоже — стоп. В Калининграде - такая же ситуация с лесом на "Цепрусе" и в "Калининградском морском торговом порту".

Итого в российских портах Балтийского бассейна за шесть месяцев 2023 года было перевалено 85,5 тыс тонн леса, в то время как за аналогичный период 2022 года этот показатель равнялся 290,3 тыс тонн.

photo_2023-08-03_10-27-15.jpg

После того, как Европа была закрыта для российского леса, как на потенциальные рынки сбыта лесники Ленобласти стали смотреть на Турцию, Иран, Северную Африку и Китай. В последний отправки морем — это не что-то новое. Но дерево шло туда в контейнерах, а это отдельная номенклатура.

"Отправляли через порт в Китай фанерный кряж. А потом китайцы сообразили, что им выгоднее здесь открыть несколько маленьких производств, поставить усиленные станки и у нас же фанеру лущить, а отгружать уже шпонт. Но его отправляли в Китай в тех же контейнерах", - вспомнил недавние времена директор "Кингисеппского леспромхоза" Дмитрий Ханейх.

Опрошенные 47news представители ЛПК не смогли определённо сказать: поможет им или нет субсидия под 80% на логистику. Поясняя, что раньше отправки продукции в далёкий Китай для них были исключением, а раз нет больше европейского рынка, то сподручнее развивать внутреннее потребление, чем смотреть на Азию.

"Как правило, мы отгружали балансы (древесина диаметром до 10 сантиметров для производства бумаги — прим. 47news) в Финляндию автотранспортом или железной дрогой. Пиловочник в редких случаях уходил теплоходами. Через Усть-Лугу - "Фактор" или Ломоносов - "Балтимор". Через Сайменский канал в центр Суоми, а там уже финны его развозили. Также морем уходила щепа в Германию и Данию", - рассказал традиционных логистических маршрутах ленинградского леса из недалекого прошлого представитель лужского деревообрабатывающего предприятия.

Сами портовики Ленобласти в появление леса на своих причалах не особо верят.

"На данный момент для нас это неэффективный груз. Есть ряд запретов и ограничений, и есть традиционный рынок сбыта, который формируют недружественные стран. Вот и всё", - сообщил один из стивидоров, недавно работавший с лесом.

Официальный комментарий от представителей усть-лужского терминала "Фактор", с которым и ассоциируется портовая перевалка древесины в Ленобласти, на момент подготовки материала получить не удалось.

Отметим, что когда на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) губернатора Ленобласти Александра Дрозденко спрашивали про спасение лесной отрасли, то и сам он не особо верил в то, что древесина пойдёт в Азию через наши порты:

"Мы потеряли лесное направление. Все-таки в Азию лес продавать дорого. Это та продукция, которая не терпит длинного плеча, длинной перевозки, туда нужно готовую продукцию продавать. А сырье, лесосырье, - оно далеко не перевозится. Поэтому мы сейчас больше ориентируемся на юг России, на Новороссию по поставкам продукции леса. И, конечно, на переработку", - рассказывал глава региона в программному интервью ТАСС.

Леса стало меньше не только в портах Балтики, но и других российских портах. Экспортную перевалку смог нарастить только Каспийский бассейн.

photo_2023-08-03_10-27-28.jpg

По итогам шести месяцев 2023 года проседают и близкие к Китаю порты Дальневосточного бассейна, и лесные терминалы Архангельска и Онеги в Арктическом бассейне, и заточенные под Турцию порты Азово-Черноморского бассейна.